Содержание
Основные функции руководства не будут реализованы, если в организации грамотно не спланирована система управления персоналом. Учёными доказано, что подход к сотрудникам лишь как к ресурсу приводит к неутешительным последствиям. Ведь для работников важно не только получать плату, чтобы сотрудничать с организацией дальше. Они хотят, чтобы руководство считалось с их мнением и периодически хвалило или поощряло иным образом.
Что собой представляет система по управлению персоналом?
Система управления персоналом организации, по мнению её сторонников, является элементом системы менеджмента. И чем она эффективнее, тем лучше результат деятельности предприятия. Соответственно, процесс управления кадрами включает в себя ещё ряд подсистем.
Мало кто знает, что под этим термином (система управления персоналом) можно понимать совокупность приёмов, технологий, позволяющих осуществлять работу с сотрудниками. Если использовать определения в узком смысле, то такую систему можно интерпретировать как совокупность элементов, регламентирующих деятельность кадров.
Система управления персоналом состоит из следующих элементов:
- подходы и технологии к набору и оценке персонала;
- методология адаптации сотрудников на предприятии;
- способы и механизмы развития персонала (руководство также должно проходить обучение и повышение квалификации);
- технологии мотивации и рациональной организации сотрудников на предприятии.
Работа с кадрами должна вестись непрерывно, чтобы можно было своевременно набирать нужных сотрудников, проводить ротацию, выявлять проблемы демотивации. В противном случае на предприятии снижается эффективность, в т.ч. по причине падения производительности труда.
Целеполагание и постановка задач
Цели и функции системы управления персоналом могут отличаться в зависимости от следующих условий:
- отрасль, в которой работает организация;
- размер организации, который является косвенным ограничителем доступности ресурсов;
- стиль руководства;
- ценности, которые приняты в качестве организационных (при этом не всегда персонал является основой корпоративной культуры);
- стратегия, принятая на предприятии.
Среди основных целей, которые преследуются при построении системы управления персоналом, можно выделить:
- Экономические, среди которых повышение производительности труда является основной. Может быть поставлена цель, связанная с минимизацией затрат на привлечение и использование персонала.
- Социальные, связанные с удовлетворением социальных потребностей работников.
- Научно-технические, подразумевающие обеспечение определённого уровня разработок, совершенствование технологий производства и т. п.
- Производственно-коммерческие, в рамках достижения которых система управления кадрами должна обеспечивать заданную ритмичность поставок и производства продукции, режим работы, качество продукции и обслуживания покупателей.
На основании принятых целей формируется набор задач, которые подразумевают мотивацию, обучение сотрудников и использование других технологий.
Функции
Функции, которые должна реализовать система по управлению персоналом, тесно переплетены между собой.
Хорошо, если стратегия на предприятии определена. Тогда и функции, различные определения которых указывают на наличие конкретных действий, будут более эффективны. К ним относятся:
- Обеспечение чёткого понимания кадрами целей и задач организации.
- Прогнозирование ситуации на рынке труда.
- Прогнозирование кадровых изменений внутри организации.
- Анализ имеющихся кадров и планирование развития системы.
- Создание комфортных условий для работы на предприятии.
- Содействие адаптации работников, которая включает в себя и наставничество, и знакомство с коллегами.
- Оценка и обучение сотрудников. Реализация этой функции является важной и на этапе отбора персонала, и при работе с кадрами в организации.
- Разработка системы продвижения по службе. Наиболее популярным механизмом для реализации этой функции является внедрение системы кадрового резерва.
- Создание механизма вознаграждения работников за труд. Здесь важно не только определить схемы начисления заработной платы, но и продумать нематериальную мотивацию персонала.
Иногда реализация перечисленных функций на предприятии выполняется разными службами. Например, необходимые задачи осуществляют отдел кадров, учебный центр, отдел по начислению заработной платы и т. д.
Подсистемы управления персоналом
Вопросов, которые приходится решать с кадрами, в любой организации очень много. На крупных предприятиях в связи с этим структуры по управлению персоналом разбиваются на более мелкие. Это позволяет понимать, какие подсистемы по управлению кадрами существуют:
- общего и линейного управления;
- планирования и внутреннего маркетинга, который является частью мотивационной системы;
- учёта и контроля за работниками;
- направленные на формирование и развитие организационных отношений;
- обеспечения нормативных условий труда, т. е. соответствие законодательным и внутренним нормам;
- управления развитием кадров;
- мотивации сотрудников;
- управления социальным развитием.
В малом и среднем бизнесе большая часть подсистем по управлению персоналом отсутствует. Такое положение повышает нагрузку и ответственность сотрудников, занимающихся принятием решений и кадровыми вопросами.
Технологии
Любая система использует технологии. Они могут быть переняты из других сфер или разработаны специально для собственных нужд. Воздействовать с помощью них можно на отдельного сотрудника или на совокупность кадров или организационных структур. В управлении персоналом технологии принято разбивать на следующие блоки:
- Индивидуальные, которые применимы к отдельному работнику и направлены на учёт его трудовых функций и ценностную структуру.
- Посреднические, которые подразумевают, что на предприятии одни сотрудники могут помогать другим, чтобы достичь общей цели. Со стороны системы управления кадрами важно понять, где могут быть взаимные интересы и как грамотно организовать процесс.
- Многозвенные, когда необходимо осуществить ряд последовательных действий, чтобы получить желаемый эффект от персонала.
Среди многозвенных можно выделить технологию найма персонала, когда уже на этапе отбора и оценки, оформления сотрудника продумывается, какие перспективы его роста или перемещения могут быть в организации.
Обеспечение деятельности
Для того чтобы система могла выполнять свои функции, необходимо подготовить основу для этого. Среди тех методов, ресурсов и инструментов, которые потребуются в работе, выделяют:
- кадровое обеспечение – без хороших специалистов по управлению персоналом невозможно создать эффективную систему;
- нормативно-методическое сопровождение, позволяющее приводить в соответствие работу системы нормами законодательства и внедрять эффективные методы работы;
- организационное обеспечение подразумевает, что должны быть созданы структуры управления персоналом;
- информационное сопровождение, которое включает оперативную, техническую, справочную информацию, что позволяет своевременно принимать кадровые решения;
- материально-техническое снабжение, т. к. любая работа требует задействование ресурсов.
Следует помнить, что ущемление в доступе к одной из ресурсных систем в разы снижает эффективность работы всей системы по управлению персоналом.
Методы построения системы управления персоналом
Исследователи выделяют две основных группы методов, которые позволяют сформировать систему по управлению персоналом:
- определяющие направления развития и совершенствования системы по управлению человеческими ресурсами;
- характеризующие требования, которым должна соответствовать сама система и её деятельность.
Среди отдельных методов можно выделить метод сравнения. Он является основой для построения эффективной работы, т. к. позволяет понять, чем существующая система в организации отличается от других, в т. ч. конкурентных. Экспертно-аналитический метод применяется, когда у организации для реализации своих задач в области кадровых изменений есть возможность привлечь экспертов или консультантов.
Начальникам организации всегда нужно следить за тем, является ли система по управлению персоналом частью общей карты руководства. Иногда из-за отсутствия контроля и согласованных действий она может противоречить общей стратегии.