Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

15 шедевров, которые вы не увидите ни за какие деньги

В новостях периодически встречаются сообщения о том, что из музея украли картину. А теперь представьте, что это не просто картина, а шедевр мирового значения. И что он не просто пропал, а бесследно исчез или даже уничтожен.

Интересно взглянуть на такие произведения искусства? К сожалению, вживую уже не получится. Но мы расскажем вам о них.

15 крупных потерь в сфере искусства

  1. «Портрет молодого человека», Рафаэль – пропала в 1945 году

Эта картина была частью коллекции музея Чарторыйских в Польше. Не секрет, что во время Второй мировой войны из этой страны было вывезено много шедевров. Но именно полотно Рафаэля Польша считает своей самой большой потерей среди произведений искусства.

«Портрет молодого человека» был среди картин, похищенных немецкими войсками, и предназначался для нового музея в Линце, который Гитлер хотел назвать в свою честь. Последний раз картину видели в Кракове в Вавельском замке, который тогда занимал генерал-губернатор Ганс Франк. После того, как он бежал, полотно не нашли ни в замке, ни в вещах Франка (когда его догнали), ни в различных тайниках гестапо. След шедевра пропал.

«Портрет молодого человека»
«Портрет молодого человека» Гитлер хотел разместить в своём музее
  1. «Водяные лилии» (Кувшинки), Моне – сгорела в 1958 году

Эта работа Клода Моне была окружена мифом о пожарах – якобы он случался там, где хранилась картина. Так, горела и мастерская художника, и кабаре, в котором недолго провисели «Лилии», и дом мецената О. Шмитца. Финальной точкой пребывания картины стал Музей современного искусства в Нью-Йорке, где случился пожар в 1958 году. Полотно практически полностью уничтожено, однако музей ещё надеется его восстановить. К сожалению, даже если у них получится, это будет уже не Моне.

Картина Моне «Водяные лилии»

  1. Казанская икона Божией Матери – украдена и после уничтожена в 1904 году

Одна из самых почитаемых икон православной церкви явилась как чудо – в 1579 году маленькой Матроне во сне привиделась Богородица, сказавшая откопать икону на пепелище. Имелся в виду недавно случившийся в Казани пожар. В указанном месте действительно была найдена икона. У этой реликвии богатая история почитания – с неё сделано множество списков, ей посвящены сотни храмов и монастырей, а день обретения иконы ежегодно отмечается 8 июля.

Нет абсолютной уверенности, что в начале 20 века в Казанском Богородицком монастыре хранился подлинник той самой иконы, однако эксперты склоняются к тому, что это было так. В 1904 году крестьянин Варфоломей Чайкин похитил Казанскую икону Божией Матери вместе с образом Спасителя – вероятнее всего, из-за богато украшенных окладов. Похитителя поймали, и он признался, что оклады продал, а икону сжёг. Остаётся надеяться, что каким-то чудом в ту ночь икона была подменена копией – с этой версией связано множество легенд.

Казанская икона Божией Матери

  1. Часть Гобелена из Байё – не сохранилась

Гобелен из Байё является шедевром средневекового искусства. Его длина достигает 70 м, а в сюжете – сцены нормандского завоевания Англии. Гобелен был вышит в конце 11 века, его автор не известен. Сегодня это произведение искусства хранится в музее города Байё под стеклом, в комнате с приглушённым освещением. Часть шедевра безвозвратно утрачена – длина этого фрагмента составляет примерно 6,4 метра. На нём, вероятнее всего, была изображена коронация Вильгельма Завоевателя.

Фрагмент гобелена из Байё
Фрагмент гобелена
  1. «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием», Караваджо – уничтожена или ?

Картину украли в Палермо из храма Святого Лоренца в 1969 году. Через 30 лет один из сицилийских мафиози признался, что похищение было совершено по заказу коллекционера, полотно сменило несколько «хозяев» и в итоге оказалось на ферме, где его уничтожили животные. Однако спустя время появились другие показания, которые позволили начать новое расследование — есть надежда, что картина была разрезана на части и продана фрагментами.

«Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием»
Ценителям искусства страшна сама мысль о том, что шедевр Караваджо мог быть растоптан свиньями
  1. Вторая часть «Мёртвых душ», Гоголь – сгорела в 1852 году

Гоголь задумал «Мёртвые души» как трилогию, в которой хотел описать всю Россию. Он успел написать только две части. Первая благополучно дошла до наших дней. А вот вторую автор собственноручно сжёг после общения с протоиереем Матфеем, с которым у Гоголя были сложные отношения. Матфей стал единственным читателем рукописи второго тома «Мёртвых душ», однако он не одобрил работу и призвал Николая Васильевича уничтожить некоторые главы для спасения своей души. Вскоре Гоголь перестал принимать пищу и однажды ночью полностью сжёг второй том, хотя потом сказал Толстому, что намеревался бросить в огонь лишь некоторые части. Через несколько дней писатель умер.

Обложка «Мёртвых душ»
Обложка «Мёртвых душ»
  1. «Художник на пути в Тараскон», Ван Гог – сгорела в 1945 году

На этом полотне 1888 года художник изобразил самого себя на дороге. Картина хранилась в музее города Магдебурга, который сильно пострадал от бомбардировок в 1945 году (сильнее из немецких городов был разрушен только Дрезден). Считается, что полотно Ван Гога погибло в огне во время одного из налётов.

«Художник на пути в Тараскон», Ван Гог

  1. «Художник», Пикассо – утонула в результате авиакатастрофы в 1998 году

2 сентября 1998 года из Нью-Йорка в Женеву вылетел самолёт, перевозивший в том числе большое количество ценностей – украшения, произведения искусства. Среди последних был фототипный оттиск работы Пабло Пикассо, подписанный автором. Самолёт потерпел крушение, все пассажиры погибли. Работа Пикассо утрачена навсегда – из воды был извлечён лишь небольшой её фрагмент.

Картина Пикассо «Художник»
«Художник» оценивался в 1,5 млн долларов
  1. «Концерт», Вермеер – украдена в 1990 году

Это было самое громкое ограбление художественной галереи. Грабителей было двое, и под видом полицейских они беспрепятственно проникли в бостонский музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Там они якобы арестовали двух охранников, тем самым обезвредив их. И вынесли из галереи 13 произведений искусства общей стоимостью в 500 миллионов долларов. Самой дорогой картиной был «Концерт» Яна Вермеера. Музей объявил вознаграждение за информацию, которая поможет найти преступников, – миллион долларов. Позднее сумму увеличили до 5 млн. Но ни одну из похищенных картин так и не нашли. На местах, где они раньше висели, сейчас красноречиво пустуют рамы.

Картина Вермеера «Концерт»
«Концерт»
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер
Пустые рамы в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер
  1. «Человек на распутье», Диего Ривера – закрашена в 1934 году

Нью-Йоркский Рокфеллеровский центр заказал у Риверы фреску, которая должна была украшать вход в здание. Сюжет был политический – автор изобразил угнетение человека капитализмом и мир победившего социализма во главе с Лениным. Как раз изображение последнего и не понравилось заказчику – Рокфеллер потребовал изменить лицо Владимира Ильича, чтобы оно не было узнаваемым. Художник отказался, и его фреску закрасили, даже не выплатив за неё гонорар. Позднее Ривера повторил своё полотно во Дворце изящных искусств в Мехико, добавив ещё и изображение Троцкого.

Фрагмент фрески «Человек на распутье»
Принципиальный художник не захотел менять изображение Ленина
  1. «Каменщики» («Дробильщики камня»), Курбе – уничтожена во время бомбардировки в 1945 году

Полотно хранилось в Дрезденской галерее, которая сильно пострадала во Второй мировой войне. Многие шедевры были заранее эвакуированы, но картине Гюстава Курбе не повезло, и она попала под обстрел во время транспортировки. «Дробильщики камня» примечательны тем, что являли собой сатиру на индустриальное общество, которое не способно освободить людей от ужаснейших видов труда. На парижском салоне 1850 года картина произвела фурор. Хотя сам автор признавался, что затрагивал остросоциальные темы невольно, без специального умысла.

Картина «Каменщики»

  1. Ряд работ Сандро Боттичелли – сожжены в «костре тщеславия» в 1497 году

Религиозный реформатор Джироламо Савонарола приказал конфисковать у жителей Флоренции игральные карты, зеркала, богатые наряды, светские книги и прочее, что, по его мнению, не соответствовало соблюдению 10 заповедей. 7 февраля 1497 года он устроил пышную церемонию сожжения всех этих предметов, названную позднее «костром тщеславия». Считается, что Сандро Боттичелли был заворожён проповедями Савонаролы и сам бросил в огонь несколько своих лучших картин на мифологические (то есть языческие) сюжеты. После этого события его стиль изменился и стал более аскетичным.

«Весна» Боттичелли
«Весна» Боттичелли, 1482 год, сохранилась и выставлена в галерее Уффици
  1. Янтарная комната – пропала в 1945 году

Эта комната началась с янтарных панелей, которые прусский король подарил Петру I в начале 18 века. Позже Елизавета Петровна поручила дополнить и расширить имеющийся янтарный кабинет — были заказаны мозаичные панно, зеркала, деревянная резьба. Вся эта красота была жемчужиной Екатерининского дворца в Царском селе. Вплоть до 1941 года, когда дворец был захвачен и разграблен немцами. Убранство янтарной комнаты сложили в ящики и вывезли в Кёнигсберг (ныне — Калининград). Там, в одном из залов королевского замка комната была заново смонтирована, однако не полностью, так как зал был меньше, чем в Екатерининском дворце.

9 апреля 1945 года советские войска освободили Кёнигсберг. А два дня спустя в замке случился пожар. Что стало с Янтарной комнатой, не известно — то ли она сгорела, то ли была вывезена. Но куда? Два подлинных фрагмента были обнаружены в конце 1990-х в Германии у частных лиц. Позже они были возвращены России. Если в один прекрасный день отыщутся все остальные фрагменты, у нас будет целых две Янтарных комнаты — ведь наши мастера кропотливо воссоздали оригинал. Новая комната, выполненная из калининградского янтаря, была открыта для посещений в 2003 году — к 300-летию Санкт-Петербурга.

Янтарная комната
Янтарную комнату воссоздавали 20 лет
  1. «Панорама реки Миссисипи», Банвард – порезана на куски в конце 19 века и не восстановлена

Американский художник Джон Банвард любил творить масштабно. Самым крупным его произведением (и вершиной творчества) стала панорама видов, для создания которой он три месяца сплавлялся по реке Миссисипи. Получившееся полотно оказалось длиной в полторы тысячи метров – то есть почти три мили, поэтому рекламировалось оно как «трёхмильный холст». Этот впечатляющий размер и сослужил плохую службу картине – для транспортировки её разрезали на части и не сумели восстановить.

Портрет Джона Банварда
Джон Банвард
  1. Монументальная арка Пальмиры – разрушена в 2015 году

Арка была построена в 3 веке – считается, что в честь победы римлян над парфянами. Конечно, до нашего времени она дошла не в первозданном виде, однако в 1930-х была проведена масштабная реставрация. Руины Монументальной арки долгое время были главной достопримечательностью Пальмиры. Вплоть до 2015 года, когда город захватили вооружённые силы Исламского государства и памятник архитектуры был взорван. ЮНЕСКО осудило этот варварский поступок.

Монументальная арка Пальмиры
Арка простояла более 1800 лет, но была уничтожена людьми

Кстати, знаменитую «Джоконду» тоже крали. Но через 2 года нашли. Кражу совершил сезонный рабочий Лувра – Винченцо Перуджа – в 1911 году. Позже он утверждал, что просто хотел вернуть картину на её историческую родину – в Италию. Перуджа простодушно предложил директору галереи Уффици купить у него «Джоконду» и был пойман. Суд проходил в Италии, и патриотичному вору дали всего 1 год тюрьмы.

А вам за какой потерянный шедевр обиднее всего? Напишите в комментариях.

5 комментариев
  1. Мне больше всего обидно за «Мёртвые души» и янтарную комнату. Кстати, не верю, что она уничтожена. Наверняка осела где-то в Германии

  2. Икона Казанской Божьей матери, это не шедевр, это святыня. Это должны понимать все, вне зависимости от веры, или атеизма. Ее утрата лежит в другом измерении.

  3. Всё утраченное жаль. Ещё есть потрясающая картина Винсента ван Гога, Подсолнухи на королевском синем фоне, уничтожена тоже во время Второй мировой войны, в Японии.

  4. Жалею все утраченные шедевры, вне зависимости от страны происхождения и религии. Мир един и во многом прекрасен. Земные перегородки, высокомерие и снобизм до неба не доходят. Где-то далеко есть музей утраченных картин, которые смогут увидеть все, кто пожелает.

Написать ответ


Меню