Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Как прихожанка решила отреставрировать фреску и что из этого вышло

В городе Борха (провинция Сарагоса, Испания) в храме Милосердия есть знаменитая фреска работы Элиаса Гарсиа Мартинеса. Не переживайте, что не помните такого художника – он действительно не очень известен. Зато про его фреску теперь знает весь мир – после самой неудачной реставрации в истории искусства.

Два года никто не обращал внимания

Фреска под названием «Ecce Homo» («Се человек») располагалась на одной из стен храма. Она была написана в конце XIX – начале XX вв. и плохо сохранилась за сто с небольшим лет – в помещении было сыро.

Однажды 80-летняя прихожанка храма Сесилия Хименес по доброте душевной предложила отреставрировать фреску – после в своих интервью она уверяла, что получила на это разрешение у настоятеля. В 2010 году донья Хименес взялась за работу, которая была окончена в 2012-м.

Странно, что всё это время никто не замечал подвоха в реставрационных работах, но опомнились все только тогда, когда в Борху прибыла комиссия экспертов для осмотра фрески и составления плана по её восстановлению. Деньги на настоящую реставрацию собрала внучка художника – Тереза Мартинес. Каково же было удивление, когда вместо оригинала гости храма увидели это:

Фреска «Ecce Homo»
Фреска «Ecce Homo» до и после реставрации

«Не виноватая я, они сами разрешили»

Сесилия Хименес оправдывалась в интервью тем, что, во-первых, ей разрешили поработать над фреской. А во-вторых, она не делала это скрытно – посетители и служители храма просто не могли не видеть, как она трудится, вооружившись красками и кистью. В то же время настоятель утверждает, что ничего не знал об инициативе своей прихожанки.

Сесилия Хименес и фреска
Сесилия Хименес рядом со своим творением

Главная достопримечательность Борхи

Сначала, конечно, разразился скандал. Представители церкви обещали исправить неудачную реставрацию и вернуть изображению Иисуса оригинальный облик. Каково же было их удивление, когда обычные люди встали на защиту новой фрески и даже организовали сбор подписей за её сохранение.

Новость об этом быстро разлетелась по интернету, а фреска от Хименес стала мемом. Ей придумали название «Ecce Mono» («Се обезьянка»), а по-простому прозвали «Пушистый Иисус».

Самое удивительное, что теперь это главная достопримечательность Борхи. Тысячи туристов приезжают в храм Милосердия, чтобы увидеть ту самую фреску.

Экскурсия в испанском храме Милосердия
Экскурсовод рассказывает туристам про фреску Элиаса Гарсиа Мартинеса / Сесилии Хименес

Фреску огородили, а за её просмотр взимают символическую плату. Узнав об этом, Сесилия Хименес предложила церкви делиться с ней полученными деньгами – ведь именно она создала творение, на которое съезжаются поглазеть туристы.

Кстати, защитники новой фрески сравнили Сесилию с Мунком, Модильяни, Пиросмани и нарекли художником-примитивистом. Кто-то предрёк ей успешную карьеру в комическом жанре. А кто-то сравнил «Пушистого Иисуса» с тем, как провёл реставрацию картины «Мать Уистлера» мистер Бин.

Картина "Мать Уистлера" и рисунок мистера Бина
В фильме «Мистер Бин» герой испортил картину Уистлера и попытался это исправить

Вот такой неожиданной славой обернулась самая неудачная реставрация в истории.

36 комментариев
  1. Это же надо так изуродовать картину эту прихожанку нужно наказать сшить ей платье в виде вороны. пусть походит и подумает над своим поступком

  2. нужно было деньги, предназначенные для настоящей реставрации, заплатить пластическим хирургам чтоб что-то подобное слепили из нее самой, и было б поделом. Заодно б и деньги собирала за просмотр себя)))

  3. За 2 года «реставрации» никто не поинтересовался чем она занимается, только деньги собирали??? И теперь, вместо того, чтобы серьёзно подумать о душе и искренне раскаяться, она требует деньги за просмотр своего «шедевра»…………..как можно было доверить реставрировать икону неверующему человеку. На Руси иконописцы прежде чем приступить к написанию иконы долго постились, исповедовались, причащались, брали благословение у духовного отца. И только потом, со страхом Божьим приступали к написанию! А тут туристов смешат, шоу устроили. В житие Матроны Московской есть эпизод, когда она заказала икону » взыскание погибших» мастеру, и он не смог написать её по своей греховности. И только, после исповеди у священника, дело пошло, и икона была написана. Кстати, Матрона сама указала ему в чём он грешен, и велела покаяться. Иконописец был поражён, т.к. о своём страшном грехе знал только он.

    • Мадам.

      Не занудствуйте о религии — лучше покайтесь о своем осуждении тех, кого вы не знаете лично)

      Ну а фреска вышла просто отличная)

  4. Определённо она должна быть привлечена к ответственности самым серьёзным образом ,а изувеченное произведение искусства отдано на спасение профессионалам! Устраивать платное шоу из акта вандализма в храме — непозволительно и токсично (в плане порождения жаждущих славы руко…опых последователей (не приведи господь!)) Денег она хочет за преступление!?…слов нет

  5. слов нет- фреску жаль…
    но всегда есть НО=
    если ранее этот собор посещало в день по 1,5 человека, то теперь туда водят экскурсии и туристы толпами валят смотреть на это «ЧУДО-ЮДО». У тетки определенно «талант», правда не в реставрации, а в создании ДЕЙСТВУЮЩЕЙ бизнес-модели.

  6. Я извиняюсь.
    Что ни у кого не возникло вопроса, насколько надо быть ТУПОЙ дурой чтобы сделать такую бездарную реставрацию???
    Как может человек делая это и видя что получается, продолжать это делать?

    Она умственно отсталая? Шпион по уничтожению картин? Это история неправда?
    Что за бред?

  7. Мир сходит с ума. Причина этому чересчур легкая и всесторонне обустроенная жизнь. И вместо того, чтобы освобожденные ресурсы тратить на пользу, люди тупо развращаются и весьма рады этому. Теряют и душу и тело и рассудок… Попросту говоря «с жиру бесятся». Это видно и по поступку, описанному в статье, Да и по большинству комментариев…

    • Я с вами согласна в целом, но применительно к женщине, которая реставрировала фреску, как-то не вяжется. Хотя мне в принципе сложно понять её мотивы — почему она продолжала рисовать, хотя видела как плохо получается? Может, было стыдно признаться?

  8. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
    И уши ваших понежней,-
    Им отвечает Соловей,-
    А вы, друзья, как ни садитесь;
    Всё в музыканты не годитесь»

    • Так пусть и создавала бы собственное произведение. Взять чистый холст и делать, что угодно.
      А реставрация-это восстановление. И не предполагает отсебятины.
      К примеру, сейчас реставрируют картину Репина. Если отреставрировать подобным образом,
      то это будет уже не Репин. При реставрации должна быть максимально возможная близость к оригиналу

Написать ответ


Меню