Ещё в 30-х годах прошлого столетия учёных заинтересовало, почему при одинаковом уровне интеллекта и прочих равных условиях одни люди достигают социального и личного успеха, а другие — нет. И выяснилось, что кроме привычного нам интеллекта существует ещё и эмоциональный. Именно он во многом определяет наши победы и поражения.
На что влияет эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека воспринимать реальность и себя в ней. Соответственно, чем выше уровень ЭИ, тем более точна оценка происходящего вокруг.
Человек с высоким коэффициентом эмоционального интеллекта правильно интерпретирует интонации и мимику собеседника, адекватно реагирует на его реплики и делает выводы, основываясь на картине в целом.
Этого лишены люди с недостаточным уровнем ЭИ. Они часто трактуют слова коллеги, начальника или близкого человека так, как это лучше всего вписывается в уже построенную схему. При этом они способны игнорировать самые очевидные сигналы, если те выбиваются из привычной картины. Такой же подход используется по отношению к себе: человек не умеет «отделять зёрна от плевел» и оценивать себя реалистично.
Например, неудачи в карьере списываются на зависть коллег или несправедливость руководства, хотя истинная причина — недостаточная квалификация и нежелание расти профессионально. А постоянные и неудачные попытки бросить курить оправдываются стрессом, плохим самочувствием или другими, якобы вескими, причинами.
Легко понять, что люди с недостаточно развитым ЭИ существенно отстают от тех, у кого эмоциональный интеллект находится на высокой отметке. Такое отставание отмечается не только в карьере или финансовой картине, но и в личных отношениях. Но если есть проблема — есть и варианты её решения.
Как развить эмоциональный интеллект
Объём памяти, способность к концентрации внимания, логическое и абстрактное мышление — всё это уже давно уже научились развивать и укреплять. Но существуют и несложные упражнения, которые повысят эмоциональную эффективность и позволят реалистично увидеть весь мир и себя в этом мире.
- Отключение каналов восприятия. В любой обстановке, где это удобно, поочерёдно сосредотачивайтесь на каком-то одном ощущении. Например, закройте глаза и слушайте, как «звучит» окружающий мир. Затем прикасайтесь к знакомым предметам — поверхности стола, карандашу, собственным рукам — и ощутите свойства того, что трогаете: твёрдость, упругость, рельеф, температуру. Уже спустя несколько занятий вы обнаружите, что начали замечать многие вещи, которых раньше для вас не существовало.
- Встаньте перед зеркалом и последовательно изобразите весь спектр эмоций: безразличие, заинтересованность, удивление, потрясение, возмущение, гнев, отчаяние, радость, восторг. Важно не просто мимически передавать ощущения, а вживаться в каждую «роль». Попытайтесь мысленно смоделировать ситуацию, в которой вы наверняка испытаете конкретные чувства, и следите за тем, как при этом меняется выражение вашего лица. Это упражнение позволит правильно воспринимать эмоции окружающих и самому выражать свои чувства.
- Напишите 10 глаголов, которые первыми придут на ум. И затем «развивайте» каждый глагол до уровня реального действия, которое вам доступно просто здесь и сейчас, и выполните его. Например, глагол «мыть» можно довести до действия «помыть руки», а глагол «упасть» — до действия «столкнуть со стола карандаш, пусть он упадёт». При каждом следующем упражнении нужно составлять список из новых десяти глаголов. Такие занятия научат ощущать, насколько много оттенков у каждого слова, и расширят ваши возможности интерпретировать слова окружающих.
Эти три упражнения займут у вас не более 15–20 минут в день. Но, повторяя их ежедневно и без «прогулов», вы уже спустя неделю начнёте замечать изменения в себе. Более ровное отношение к ситуациям, которые раньше вызывали у вас неудовольствие; способность спокойно общаться с людьми, недавно раздражавшими вас. И, что самое главное, — умение понимать и быть понятым, не прилагая для этого усилий.
Кстати, эмоциональный интеллект для детей так же важен, как и для взрослых. Как развивать его и другие «гибкие навыки» у школьников, читайте в статье «Стоит ли нагружать детей репетиторами и кружками?»