Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Власть и реальное лидерство в организации: кто на самом деле правит балом?

Мнение о том, что лидерство и власть – это одно и то же, очень удобно для предпринимателей. Но на самом деле всё не так просто.

Бывает так, что человек, который официально является начальником компании, на самом деле не имеет практически никакой реальной власти. Вам знакомы такие ситуации? Это одно из самых распространённых последствий того, что люди просто не видят разницы между теми, кто наделён властью, и настоящими лидерами.

Власть – это потенциальная возможность влиять на подчинённых, давать им распоряжения, координировать работу, поощрять и наказывать.

Лидерство – это качество, которое помогает человеку завоёвывать авторитет и уважение в глазах окружающих, вести людей за собой, причём так, чтобы они сами этого желали.

Идеально, если всё это сочетается в одном человеке. Но к сожалению, чаще бывает наоборот – функции лидерства в организации берёт на себя один человек, в то время как другой остаётся «официальным» начальником. Что делать в таких ситуациях?

Неформальный лидер может стать вашим лучшим помощником

Это действительно так. В психологии существует понятие «деструктивного лидера» – это человек, который использует своё влияние, только чтобы навредить другим. Он может саботировать решения руководителя, подрывать его авторитет, ставить под сомнение компетентность, а уволившись, – «утянуть» с собой часть коллектива.

Как правило, деструктивным лидерам удаётся найти сторонников только в одном случае – если нет достойной позитивной альтернативы.

Подсознательно все люди стремятся быть возле тех людей, которые «заряжают» окружающих энергией и позитивом, помогают освоиться новичками, делают всё для достижения общих целей, стараются, чтобы никто не остался в обиде – возле этаких «народных героев» и «Робин Гудов».

Если вы хотите, чтобы руководство и лидерство в организации работали эффективно, не пытайтесь «задавить» такого человека. Во-первых, вы потеряете возможность наладить контакт с действительно ценным сотрудником, а во-вторых, люди будут готовы заступиться за своего «вожака».

лидерство в организации

Неформальный лидер может стать вашей надёжной опорой и поддержкой – если только вы подберёте нужный «ключик»:

  • покажите, что вы действительно считаете его профессионалом – советуйтесь с ним лично по всем важным вопросам;
  • давайте задачи, при решении которых он сможет проявить свой интеллектуальный и творческий потенциал на все 100%;
  • дайте понять, что вы «в одной лодке» – у вас могут быть общие цели, планы и стремления;
  • возможно, стоит дать ему повышение, чтобы приблизить к официальному руководству;
  • используйте средства материальной и нематериальной мотивации.

При этом важно удержаться на тонкой грани: вы не должны в открытую «подлизываться» к неформальному лидеру, давать ему какие-то особые привилегии. В рабочих вопросах вы должны оставаться максимально жёстким и справедливым.

А что делать с деструктивным лидером?

Оптимальный вариант – мягко перехватить «бразды правления» и быть всегда на шаг впереди. Например, если вы заметили, что в организации начали распространяться слухи – постарайтесь впредь лучше информировать своих подчинённых, поддерживать постоянный контакт. А если, скажем, людям просто надоело быть самим по себе, имеет смысл устроить какое-нибудь интересное мероприятие или маленький весёлый праздник для всех.

Помните: даже деструктивный лидер не вредит вам, а дарит бесценные уроки, которые помогут стать ещё более эффективным руководителем. Причём дарит их совершенно БЕЗ-ВОЗ-МЕЗД-НО (да-да, мы знаем, что вы прочитали это голосом Совы из «Винни-Пуха»).

Что помогает людям завоевать лидерство в организации?

На самом деле, глупо полагать, что люди тянутся лишь к каком-то одному конкретному типу лидеров – «зацепить» могут совершенно разные качества и особенности.

  • Лидер-организатор, например, относится к проблемам коллектива как к своим собственным и активно действует, умеет убеждать и уговаривать, поощряет за хорошую работу, а любое неодобрение выражает очень тактично, не задевая чужого достоинства.
  • Лидер-борец имеет огромную силу воли и уверенность в себе, он готов рисковать и отстаивать то, во что верит, до конца.
  • Лидер-творец обладает уникальной способностью видеть новое, часто берётся за решение проблем, которые все считают неразрешимыми, старается заинтересовать окружающих в работе.
  • Лидер-утешитель очень вежлив, относится к людям с уважением и пониманием, сопереживает, всегда готов поддержать в трудную минуту.
  • Лидер-дипломат старается досконально изучить ситуацию и её скрытые детали, знает, на кого и как нужно влиять. Часто собирает вокруг себя узкий круг единомышленников, с которыми делится своими настоящими планами.

Изучая управление лидерством в организации, можно понять, что каждый из этих людей нужен и важен, каждый может принести компании неоценимую пользу. А вот если вы начнёте подавлять их из-за страха потерять свои позиции, армия их сторонников возрастёт, а ряды ваших – заметно поредеют.

лидер в организации

Управление лидерством в организации. Как стать главным не только на бумаге

  1. Принимайте решения. Они должны быть максимально обдуманными и верными – только так вы сможете завоевать авторитет в глазах сотрудников.
  2. Будьте активны — посидеть сложа руки всегда успеете. Если вы хотите, чтобы руководство и лидерство организации сосредоточились в ваших руках, вы должны постоянно начинать новые перспективные проекты, пытаться улучшить и оптимизировать бизнес-процессы на всех этапах.
  3. Воплощайте в жизнь цели группы. У «прирождённых» лидеров это происходит само собой, но даже базовые знания психологии помогут вам понять, что нужно вашим подчинённым. Отучитесь от привычки думать только о своих проблемах – и люди сами потянутся к вам.
  4. Несите ответственность. Учитывая то, что многие люди ищут сильного лидера как раз потому, что он будет «принимать на себя удар», это очень пригодится.
  5. Дарите позитив. Светлая, радостная энергия всегда переходит на окружающих, заряжая их – если вы сможете поддерживать такую атмосферу в коллективе постоянно, вы удивитесь, как изменится мир вокруг вас и заметите, что все показатели улучшились.

Написать ответ


Меню