Содержание
Управление проектами считается довольно популярной областью в менеджменте, которая уже давно зарекомендовала себя в мировой практике. При условии правильного применения можно добиться ощутимых результатов. Управляющий проектом – профессионал, услуги которого конвертируются в хорошие деньги. Например, специалисты данной области имеет доход, сопоставимый с врачами и юристами.
Современный менеджмент постоянно развивается, но всегда есть определенные стандарты в управлении, которые применяются на предприятиях различного уровня. Эффективное управление проектами сможет дать ощутимый результат в тех областях, которые находятся на этапе своего развития. Данная область знаний предполагает введение таких методик, которые несли бы уникальный характер и органично входили в протекающие процессы.
Главная специфика
Проект представляет временное «шоу», цель которого – создание уникального продукта или услуги. Говоря о временном характере, необходимо сказать о том, что любой проект имеет начальную и конечную фазу, которая наступает после достижения цели или невозможности дальнейшего развития.
«Уникальный» продукт или услуга имеет характеристики, не имеющие каких-либо аналогов. Управление проектами, имеющими уникальные предпосылки в своем развитии, занимает много времени. Характеристики могут меняться в зависимости от хода выполнения проводимых работ. Руководитель должен понимать, что постановка правильной цели – это малая часть успеха.
Для того, чтобы продукт получился качественным и запоминающимся, надо применить различные рычаги воздействия:
- практический опыт;
- теоретические навыки;
- определенные методики, которые будут отвечать характеру цели и ожиданиям всех участников.
Поиск оптимального соотношения требований и ожиданий может затянуться, а потому надо стремиться к правильному сочетанию:
- текущей цели;
- сроков;
- затрат;
- характеристик и т.д.
Управление проектами будет эффективно только в том случае, если будет подчинено определенной логике, то есть различные предметные области и протекающие процессы выстроены в хаотичном порядке. Правильный менеджмент невозможен без отбора одной или нескольких целей. Конечно же, их достижение нельзя характеризовать только по конечным результатам. Большую роль будет играть путь достижения. Например, технологии, внедряемые в текущую деятельность, и т.д.
Отличительные особенности
Для определения оптимального пути к цели надо определиться с критериями успешности. Как показывает практика, большинство управленцев обращает внимание на поставленные сроки и получаемые выгоды. Рассматривая один из вариантов, надо делать акцент на качестве. В любом случае традиционный менеджмент не может ограничиваться только таким узким набором критериев. Каждый из них должен подбираться в соответствии с текущими потребностями и видами деятельности.
Управление проектами невозможно без соответствующих рычагов. В зависимости от применяемых технологий и затрачиваемых ресурсов можно делать соответствующее планирование. Кроме основных элементов деятельности нельзя забывать и про вспомогательные. Например, полезные связи, которые в перспективе смогут привнести дополнительные средства.
Управление проектами невозможно без правильной организации структуры рабочей деятельности, то есть все участники проекта должны находиться в тесных «информационных связях». Как показывает практика, менеджмент не включает стопроцентно достоверную информацию, а потому ее надо постоянно анализировать. Неопределенность и все риски должны учитываться уже на этапе планирования. Заключение контракта невозможно без соблюдения скоординированных действий.
Менеджмент невозможен без анализа рисков, поскольку любой проект на этапе своей реализации проходит большое количество промежуточных стадий, называемые жизненным циклом. Для получения необходимого функционала надо правильно расставлять приоритеты.
На что надо обращать внимание?
Начать надо с того, что управление подразумевает интеграцию, то есть любое действие приводит к определенным последствиям. Без такой взаимосвязи невозможно балансирование между несколькими задачами проекта. Менеджмент известен случаями, когда улучшение в одной области было связано с ухудшением в другой.
Для описания интегрированных процессов надо обратить внимание на их взаимосвязь. Можно выделить две основные группы, которые связаны с процессным подходом:
- управление проектами, связанное с организацией, описанием приоритетных задач;
- менеджмент, ориентированный на продукт (связан со спецификой производства продукта).
Обе группы, описанные выше, будут взаимодействовать между собой. Надо понять, что цели не могут быть составлены, если будет отсутствовать общее понимание концепций. Управленческие процессы будут накладываться друг на друга, приводя к изменению интенсивности стадий достижения результата.
Чтобы работать эффективнее, надо ориентироваться в информации относительно выполнения предыдущего этапа. Рабочая деятельность подразумевает под собой сочетание различных фаз, где закрытие одной считается логичным основанием для активации следующей. Как показывает практика, данный принцип в жизни может работать несколько иначе, то есть фазы не только предшествуют друг другу, но и накладываются.
Повторная инициация и контроль помогает контролировать процесс достижения поставленной цели в компании. Если появляется необходимость в сворачивании текущей деятельности, то все можно оперативно остановить, избегая лишних издержек.
Взаимосвязанная деятельность
Менеджмент включает планирование в общую модель, потому что в проекте могут быть отражены факты, достоверность которых проверить практически невозможно. В любом плане будут отражены различные процессы, но нельзя говорить о том, что формирование цели – это только планирование.
Усилия, которые будут прилагать сотрудники между собой, будут соизмерять с потенциальной полезностью. Менеджмент невозможен без понятийного аппарата, а потому нельзя путать понятия «цели проекта» (свойства и функционал) и «цели продукта проекта» (усилия, которые будут направлены для создания продукта с заданным функционалом).
Достижение цели связано с многократными повторениями, которые и откладывают определенный отпечаток на дальнейшей деятельности. Некоторые процессы планирования могут не иметь четких и логических взаимосвязей, но и порядок их выполнения остается неизменным. На первоначальном этапе надо определиться с перечнем работ, связанных между собой. Полученная информация будет нужна для расчета сроков и стоимости выполнения.
Исполнение и анализ
Исполнение представляет процесс, связанный с реализацией поставленного плана. Представленный этап надо постоянно контролировать, а промежуточные результаты анализировать. Кроме того, менеджмент должен быть всеобъемлющим, то есть учитываются все параметры в совокупности.
Анализ представляет деятельность, связанную не только с анализом плана, но и исполнением проекта. Такое действие будет направлено на определение удовлетворенности составленным планом, а также возлагаемым требованиям. На первоначальной стадии оцениваются показатели, выдвигаемые самой командой, а только потом второстепенными участниками.
На стадии планирования цели большая роль отводится мониторингу начальных условий, а также обновленных версий всего проекта. В скором времени анализ становится органичной частью текущего исполнения. Анализируя исполнение текущей цели, можно определить оценку состояния, а также спрогнозировать дальнейшую успешность. Нельзя забывать о том, что уникальность продукта или услуги сводит на нет универсальные показатели. Следуя простым рекомендациям, описанным выше, можно с высокой долей вероятности добиться поставленной цели.