Содержание
Сколько игрушек должно быть у ребёнка? Большинство взрослых ответит: «Чем больше, тем лучше». Но будут ли они правы? Вопрос спорный. Чаще всего, покупая своему чаду новую игрушку, родители думают не о том, что нужно именно ему, а реализуют собственные детские желания. А что же ребёнок? Заваленный горой игрушек, он теряет интерес не только к ним, но и ко всему, что его окружает. Педагоги и психологи называют 5 причин покупать детям меньше игрушек.
Развитие изобретательности и креативности
Представьте, что ваш ребёнок получил в подарок огромного игрушечного единорога. Целых пять минут он будет старательно рвать бедняге гриву, слюнявить рог и отковыривать глаза. Потом красивая и, без сомнения, дорогая игрушка наскучит вашему чаду и займёт место в углу комнаты среди десятка себе подобных, вызывая у дарителя чувство досады.
Не торопитесь обвинять малыша в неблагодарности. Подумайте о том, кем может быть единорог помимо своей непосредственной роли. «Никем, – скажете вы. – Только единорогом». А теперь возьмите в руки простой деревянный брусок. Чем он может быть? Да чем угодно! Кораблём, небоскрёбом, автобусом, книгой, кроватью, тем же самым единорогом и ещё тысячей других вещей, с которыми его роднит разве что положение в пространстве. И всё же именно эта простая игрушка станет для ребёнка самой любимой. Почему? Потому что позволяет придумать для неё множество назначений и наделить любыми, самыми невероятными чертами.
Приучение к усидчивости и вниманию
Уважаемые взрослые, зайдите в магазин игрушек и заставьте себя сосредоточиться на одном-единственном буром медведе, не глядя ни на что вокруг. Зашли?
А теперь послушайте, что с вами произошло. Едва переступив порог магазина, вы тут же обо всём забыли. Глаза разбежались, руки сами собой потянулись к кошельку – и домой вы вернулись с целым пакетом совершенно ненужных игрушек. Забыли только о медведе. Где же ваше внимание? Где сосредоточенность только на одном предмете?!
Чтобы развить у ребёнка внимание и усидчивость, игрушки не нужны. Смешайте в пластиковой миске два сорта фасоли – к примеру, с красными и пёстрыми зёрнами. Дайте ребёнку две пустые плошки и попросите в одну сложить фасоль красного цвета, а в другую – пёструю. Вот увидите, с каким сосредоточенным вниманием и усердием он будет разбирать разноцветные зёрна, попутно развивая и мелкую моторику.
Фасоль можно заменить яркими крышечками, пуговицами, кружками цветной бумаги. Главное – включить фантазию. Почаще предлагайте малышу такое развлечение. Позже, в школе, он будет радовать вас отличной успеваемостью и прекрасным почерком.
Развитие социальных навыков
Многие родители надеются, что огромное количество игрушек сделает их детишек более дружелюбными, покладистыми и бескорыстными. Увы, стоит появиться в доме новой кукле, машине или конструктору, как тут же возникает повод для соперничества. Драки, слёзы, требования купить «точно такое же, только другое» – обычное дело в семьях, где у детей целый склад игрушек.
Там же, где игрушек немного, дети растут более спокойными, щедрыми, охотно делятся с любимой вещью с братом или сестрой, учатся договариваться, идти на уступки, а поссорившись, быстро мириться.
Тяга к знаниям
Детские педагоги и психологи утверждают: когда у ребёнка слишком много игрушек, ослабевает тяга к знаниям. Если игрушек две или три, вдоволь наигравшись с ними, малыш переключается на другие занятия:
- чтение;
- рисование;
- лепку из пластилина;
- познавательные прогулки с родителями.
В противном случае ему становится скучно за пределами детской, исчезает желание поиграть на природе, узнать что-то новое. Детская заменяет ему целый мир. Такому ребёнку может быть некомфортно в детском саду и особенно в школе, неинтересно со сверстниками и скучно на уроках. Если ребёнок слишком привязан к своим игрушкам, родителям придётся приложить немало усилий, чтобы направить его интересы в новое русло.
Приучение к порядку
Где хранятся игрушки вашего чада? Почти наверняка в огромной, выше самого ребёнка, корзине. Чтобы достать самую нужную (как правило, лежащую на дне), нужно вытряхнуть всё содержимое корзины на пол. О счастье! Искомая игрушка добыта! Теперь угадайте, кому предстоит всё собирать?
Педагоги советуют покупать ребёнку столько игрушек, сколько он в состоянии сам собрать. Добавим: столько, сколько сможете каждый день собирать вы, не испытывая при этом нарастающего раздражения, – в среднем, от трёх до пяти. Остальные легко заменят веник и совок, ведёрко с водой и губка, пластмассовый тазик с мыльной водой и носочки самого малыша – всё то, чем «играете» вы. Если ребёнок старается подражать вам, такую инициативу нужно непременно поощрять. Вы удивитесь, как много может сделать даже двухлетний малыш, и сделать как надо! Став старше, ваш ребёнок станет помогать вам без напоминания, а в его комнате будет царить образцовый порядок.
Игрушки не заменят ребёнку заботы и внимания родителей, не расскажут, почему трава зелёная и о чём поёт ветер. Чаще бывайте вместе, говорите обо всём на свете, занимайтесь спортом, читайте, рисуйте – творите! И тогда, много лет спустя, ваши сын или дочь уверенно скажут: «У нас было счастливое детство!»