Содержание
Буквально вчера ваш добродушный малыш спокойно играл с детьми в песочнице, не замечая, что кто-то взял его любимую машинку. А сегодня его словно подменили: «Не дам! Это моё!» В попытках отстоять единоличное право владения вещью ребёнок пытается даже стукнуть обидчика. Заслуженно ли вешается на малыша ярлык «жадина»? Разобраться поможет «ЛегкоПолезно».
Жадность – так ли это страшно
Взрослые порой ошибочно трактуют нежелание детей делиться игрушками, принимая отстаивание собственных границ за скупердяйство. Но так ли это?
В 2–3 года ребёнок осознает своё «Я», происходит отделение личности от окружающего мира. При формировании границ малыш начинает понимать, что паровозик принадлежит ему, туфли – маме, а брюки – папе. Уникальность детского восприятия заключается в том, что любая вещь с отметкой «моё» является закономерным продолжением самого ребёнка. Все посягательства на игрушки трактуются как нарушение личного пространства – и эту возрастную особенность родителям важно учитывать.
Совет для родителей
До 5–7 лет ребёнок формирует собственные границы, поэтому искажать нормальные представления о своём и чужом не следует. Нарушая рамки, втискиваясь на детскую территорию, можно воспитать личность, которая не умеет отказывать. |
Баланс между желаниями личности и требованиями общества
Малыш играет с любимой игрушкой, воображая себя рыцарем и представляя очередную победу над коварным злодеем. В самый разгар битвы подходит другой ребёнок и забирает главного персонажа фантазийной истории. Желание немедленно вернуть свою вещь – нормальная реакция, вслед за которой приходит обида.
Однако общество твердит, что нужно делиться, и мама становится заложницей непростой ситуации. С одной стороны, она интуитивно хочет поддержать своего малыша, а с другой – существуют правила, которым подчиняется социум. Две трети родителей выбирают путь наименьшего сопротивления, решая действовать шаблонно.
Совет для родителей
Если вы учите ребёнка, что он всегда должен быть готов поделиться и отдать последнее даже в ущерб собственным интересам, то вам, конечно, не придётся бояться, что окружающие косо посмотрят. Это будет очень удобный человек – для вас, для окружающих, но только не для самого себя. Важно научить малыша слушать собственные желания и чувства. Если постоянно подавлять внутреннее «Я», ребёнок привыкнет жить с оглядкой на окружающих. Делиться ребёнок должен осознанно и с радостью, а не со слезами и горькой обидой. |
Как научить ребёнка делиться
Самодостаточная личность не склонна к зависти и жадности – и каждый ребёнок может вырасти уверенным в себе человеком. Понятия «жадность» и «личные границы» очень тесно переплетаются, поэтому следует сформировать у сына или дочери правильное отношение к миру.
Малыш не вырастет скрягой, если усвоит главный жизненный постулат: «Всего в этом мире достаточно». Не нужно заучивать девиз или вывешивать красочный плакат на самом видном месте – нейтрализовать жадность помогут 5 основных правил.
- Подавайте личный пример. Покупайте осознанно. Живите по средствам, не набирая кредиты и долги на сиюминутные прихоти.
- Благодарите малыша за щедрость. Если малыш принес кусочек яблока с желанием поделиться, не нужно отказываться.
- Дайте ребёнку проявить эмоции. Малыш имеет право на чувства и собственное мнение. Он может не делиться игрушкой из-за опасений, что её не вернут или сломают.
- Предоставьте свободу выбора. В 2–3 года дети уже могут объяснить, какую одежду им хочется надеть, что именно они бы съели на завтрак. Логика и системность со временем нейтрализуют жадность.
- Покажите полное принятие ребёнка. Если любить малыша без каких-либо условий и сравнений, он начнёт воспринимать себя как цельную личность. Никакие подарки не заменят истинную родительскую любовь.
Проявление жадности – естественное состояние, которое к школьному возрасту обязательно пройдёт, если поощрять добрые поступки и проявлять рассудительность в спорных моментах. Со временем малыш начнёт самостоятельно определять правильность своих действий, а первыми учителями для него должны стать родители.