Содержание
Мало кто из нанимателей знает, как проводить собеседование с максимальной пользой и выгодой. Многие не замечают, что большая часть времени тратится на бессмысленное общение, мешающее разглядеть потенциального кандидата. В конечном итоге так и не получается понять, принимать ли его на работу или искать другого специалиста.
Собеседование требует максимальной подготовки. Если всё сделать грамотно и эффективно, то в будущем труд персонала принесет неплохие плоды.
Подготовка вопросов
Каковы правила проведения собеседования? Перед началом следует приготовить подробный перечень вопросов, который поможет многое узнать о потенциальном кандидате. Вы должны составить такой список, чтобы по ответам было понятно, насколько эффективно он может справиться с объемами задач. Ваша главная цель – узнать конечный результат его трудов.
Если в ходе общения возникли уточнения, не стоит их замалчивать. Вы должны получить максимум информации от человека, который решил устроиться к вам на работу.
Как понять, насколько верно составлены вопросы? После окончания беседы вы будете четко понимать, нужен ли этот специалист в лице будущего персонала или нет. Если возникают колебания или сомнения, то список следует изменить.
Контроль кандидата
При приеме на работу замечайте, какая из сторон ведет разговор. Главенствующая роль должна быть за вами.
Если вы видите, что человек напротив вас говорит не по теме, углубляется в ненужные детали, верните внимание к рассматриваемому вопросу. Он продолжает говорить о своем? Прервите его и переходите к следующему пункту по списку.
Приведем пример. Вы спрашиваете о полученных достижениях, а вам рассказывают о важности обучения и о том, что время от времени следует повышать квалификацию. Существуют многие методики, но лучше всего будет остановить размышления и предложить ответить на вопрос, который был дан изначально.
Но что делать в том случае, когда ход разговора становится невозможно контролировать? Если человек не может предоставить прямого ответа, а всё перескакивает с темы на тему, следует прекратить общение. Люди, диктующие свои правила на собеседовании, едва ли станут ценными работниками среди персонала, ведь ими сложно эффективно управлять.
Четкие ответы
Разработаны различные методики при проведении эффективного собеседования. Но следует помнить, что его главная цель – разглядеть суть будущего специалиста компании. Соответственно ваша задача – получение внятных и четких ответов. Вы должны узнать факты, реальные цифры, полученные на прежнем месте.
Например, если кандидат ранее работал менеджером по продажам, спросите его о показателях тех самых продаж в прошлом. По результатам вы сможете понять, насколько он окажется полезным именно вам.
При приеме на работу многие кандидаты любят «лить воду» и говорить совсем не то что требуется нанимателю. Здесь достаточно помнить о предыдущем пункте и плавно возвращать человека к истокам вопроса.
Но есть и другая группа людей. Они любят говорить обширно и полностью раскрывать суть темы. Однако в подаче развернутых ответов теряется не только их, но и ваше время. В самом начале беседы сделайте предупреждение о том, что разговор будет кратким и емким.
Есть и другие методы. При приеме скажите, что результат собеседования будет напрямую зависеть от четкости и краткости ответов. Для руководства очень важно, чтобы сотрудники быстро и четко выполняли поручаемую работу.
Следите за временем
Как правильно проводить собеседование и не прогадывать со временем? Для ответа необходимо базироваться на перечне ваших вопросов. Многие специалисты утверждают, что в среднем достаточно 30 минут.
О чем говорит слишком долгое интервью? Это значит, что ваш собеседник постоянно отходит от темы или же дает размытые, неточные ответы. Как показывает практика, длинные беседы (несмотря на продолжительное общение) мешают составить четкое представление о профессиональных качествах человека и отвлекают внимание от фактов.
Главная задача – грамотно и быстро провести собеседование. Для этого нужно уметь прервать кандидата, если он начал говорить о посторонней теме, вернуть в нужное русло. Всегда добивайтесь четких, конкретных ответов на каждый из ваших вопросов. Такие фразы как «я вас понял», «отлично», «спасибо» и «дальше» помогут значительно сократить время.
Продажа компании
Во время интервью не только вы присматриваетесь к потенциальному работнику, но и он внимательно изучает вас. Если проходит собеседование с кандидатом, постарайтесь сделать так, чтобы после его окончания он изъявил желание у вас работать.
Наниматель в свою очередь выступает продавцом. Во время общения он должен рассказать о всех реальных преимуществах его компании, начиная от персонала и заканчивая графиком.
Приведем простой пример. Если прежнее место было покинуто по причине неофициального трудоустройства, вам следует обратить внимание на оформление в штат. Собеседник не любил ходить на работу из-за конфликтных отношений с коллективом? Обязательно скажите о дружной обстановке среди персонала.
Старайтесь естественно вписывать в разговор плюсы вашей компании. Тогда вы и сами будете проникаться уверенностью, а человек напротив еще больше загорится желанием работать у вас.
Достижения сотрудника
При приеме на работу очень важным пунктом являются достижения специалиста как на прежней должности, так и в жизни. Если у человека еще нет профессионального опыта, его жизненные успехи будут ярким примером продуктивности.
Какими достижениями гордится человек? Обязательно скажите, что вас интересуют победы в спорте, творческой деятельности, результаты олимпиад. Следует также объяснить, что вас интересует не сам процесс, а то, что вышло в итоге. Вы должны сдвинуть фокус с участия на достижение. Порядок таких действий позволит провести беседу более эффективно.
Если человек говорит вам о том, что уже несколько лет изучает иностранный язык, то это еще не говорит о его результативности. Об этом скажет международный сертификат с высокими баллами или иной показатель хорошего результата.
В данном случае при приеме на работу ваша цель – понимание того, может ли специалист показывать реальный результат.
Контакты прежних работодателей
Какие методы являются наиболее эффективными при проверке информации? Уточнить факты поможет звонок в компанию и разговор с прежним работодателем.
Наилучший вариант – городской номер компании. Старайтесь выведать именно его, а не мобильный бывшего начальника. Это поможет удостовериться, что компания на самом деле существует и звоните вы по верному адресу.
Какая главная ошибка нанимателей? Они стараются не брать номер телефона с предыдущего места, аргументируя тем, что с руководителями будет нелегко связаться. Но в таком случае придется полагаться исключительно на слово. Велика вероятность того, что предоставленная информация будет ложной.
Можно не наводить справки лишь в том случае, когда вы уверены в способностях и продуктивности сотрудника. В данной ситуации можно дать практическое задание и оценить конечный результат.
Делайте записи
Во время приема на работу следует время от времени делать заметки в блокноте. Это нужно для того, чтобы оценить возможности кандидатов под влиянием фактов, а не эмоций. Записи должны содержать следующее:
1.Насколько четко и по делу кандидат отвечает на вопросы.
2.Жизненные и профессиональные достижения.
3.Краткие ответы на поставленные вопросы.
Если вы не успели сделать необходимые заметки, допишите их после общения. Они помогут взвесить плюсы и минусы кандидата. Особенно это актуально в тех случаях, когда вам необходимо переговорить с многими сотрудниками. В результате впечатления смешиваются и мешают устроить на работу самого достойного профессионала.
Закончить на хорошей ноте
Вы должны в любой ситуации проявлять вежливость и профессиональный подход, даже если с первых минут становится ясно, что собеседник не подходит по требованиям. Это поможет составить благоприятное впечатление о компании и о вас в целом.
Если вы закончили беседу на хорошей ноте, то и собеседник уйдет от вас в хорошем расположении духа. Вполне возможно, что даже в случае отказа он будет рекомендовать компанию своим друзьям и знакомым.