Содержание
Согласно оценке специалистов, каждому возрасту малыша должен соответствовать определённый уровень его развития. Зная существующие критерии того, что должен уметь ребёнок в 4 года, можно проверить его навыки, умения и способности. Если они ниже установленных норм, значит в развитии ребёнка имеются какие-либо упущения или проблемы. Их, конечно, надо исправлять. Вовремя выявленные недочёты помогут скорректировать методику обучения малыша и устранить отставание.
Физическое развитие
Четырёхлетний ребёнок отличается чрезвычайной физической активностью. В этом возрасте он умеет делать различные упражнения:
- достаточно быстро бегать, при этом сохраняя равновесие и меняя направление;
- двигаться прыжками на двух ногах;
- несколько раз подпрыгнуть на одной ноге;
- простоять на одной ноге хотя бы 6-7 секунд;
- прыгать и в высоту, и в длину;
- подниматься и спускаться по вертикальной лестнице;
- пролезать под не очень высокими предметами;
- уметь бросать и ловить мяч;
- учиться вести мяч ногами;
- кататься на детском велосипеде;
- должен осваивать первые уроки плавания.
Чтобы развивать мелкую моторику, дети в 4 года должны заниматься следующими упражнениями или играми:
- лепить фигурки животных из пластилина;
- собирать в парке во время прогулки листья, веточки, шишки, жёлуди, затем изготавливать из них различные поделки;
- нанизывать бисер на леску;
- уметь застёгивать пуговицы и застежки;
- учиться пользоваться кистью и карандашами;
- заниматься раскраской, не выходя за границы рисунка;
- соединять точки сплошной линией;
- пользоваться ножницами и вырезать фигурки и снежинки;
- завязывать узлом, а потом развязывать толстую верёвку.
Умственное развитие
Интеллектуальный уровень определяется тем, что должен знать ребенок в 4 года. В этом возрасте малыш отличается необыкновенной любознательностью и задаёт бесконечные вопросы. Родителям придётся запасаться терпением, чтобы не одернуть ребёнка. В такие моменты можно попросить его самого ответить на свой вопрос и послушать, как он самостоятельно рассуждает. Развитие всех детей 4 лет стремительно происходит во время увлекательных развивающих игр дома и в саду. В это время они уже должны обладать некоторым багажом знаний в различных областях.

Математика
Ребёнка можно знакомить с математикой в виде увлекательной игры. Можно предложить ему посчитать во время совместной прогулки проезжающие автомобили, птичек на ветках деревьев, скамейки в парке. Обычно в этот период дети уже умеют:
- объяснить, что означают понятия «много предметов» или «один предмет»;
- знают цифры до пяти, считают до десяти;
- называют виды основных геометрических фигур;
- сравнивают разное количество предметов и объясняют понятия «больше» или «меньше»;
- могут провести сравнение двух предметов по их размеру и описать разницу между ними;
- знакомы с понятиями «правая рука», «левая рука»;
- понимают разницу между верхом и низом.
Речь
Четырёхлетний ребёнок обладает словарным запасом в 4 тысячи слов, может рассказать детские стишки и сказку на родном языке. В то же время он должен:
- уметь разговаривать связно и чётко выговаривать звуки, исключением могут стать шипящие или сонорные;
- правильно согласовывать слова по родам, числам и падежам;
- уметь использовать в речи наиболее распространённые предлоги;
- делить простые слова на слоги и уметь правильно произносить многосложные;
- давать ответы на несложные вопросы;
- иметь знания о профессиях и их значении;
- описать тремя-четырьмя предложениями картинку или предмет;
- понимать разницу в интонациях;
- малыш также должен уже знать, кто он такой, кто его родители, дедушки и бабушки, называть свой адрес и возраст.
Окружающий мир
Развитие ребёнка в 4 года предполагает дальнейшее формирование знаний об окружающем и пока незнакомом ему мире. Они включают:
- названия животных и птиц – как домашних, так и диких; малыш должен показывать их на картинке и называть правильно;
- он должен различать этих животных по издаваемым ими звукам и знать особенности их передвижения;
- знания о временах года – как называются, что происходит в разные сезоны;
- какие явления погоды бывают, различия между ними;
- информацию об овощах и фруктах, различиях в их вкусах.
Изобразительное искусство
В области рисования также существуют нормы того, что должен знать и уметь ребёнок в четыре года. Рисуя и играя, он учится:
- знать основные семь цветов и уметь называть и показывать их;
- уметь проводить с помощью линейки прямые линии;
- рисовать самые простые из окружающих предметов и подбирать к ним цвет;
- работать с клеем, готовить аппликации.
Конструирование
Работа с конструктором уже должна быть знакома детям в 4 года. Они с удовольствием с ним возятся и свободно владеют многими навыками:
- дети знают и легко называют все детали конструктора;
- они умеют располагать его составные части в разных положениях – по вертикали или по горизонтали;
- понимая разницу между «кирпичиками» конструктора, они справляются с заменой деталей в сооружении;
- они также различают части сооружения по высоте и форме;
- постепенно можно усложнять задания, малыш будет собирать не только здания, но и космические корабли и самолёты.
Познания в музыке
Музыкальное развитие ребёнка 4 лет зависит от интенсивности занятий с ним. Дети легко воспринимают и запоминают новые мелодии и простые теоретические знания. Они уже могут:
- называть наиболее известные музыкальные инструменты, например, гитару или барабан;
- с удовольствием слушают знакомые песни и подпевают им;
- различают тихое и громкое звучание музыки.
Психическое развитие
После рождения ребёнок 4 года растёт, постепенно впитывая в себя всё, что он видит, слышит и чувствует. Его тонкая психика очень восприимчива к отношению близких людей, к их реакциям. В зависимости от этого формируется и его понимание собственной личности.
Поведение взрослых в этот период должно быть осторожным и внимательным. Малыш должен чувствовать их любовь и заботу. Тогда в нём сформируется уважительное отношение к самому себе. Его поведение также будет демонстрировать самоуважение. Постоянные замечания, недовольство им создадут у него отрицательный собственный имидж, и он будет капризничать и хулиганить, считая себя плохим. В это же время формируются и функции психики.
Внимание
Это качество надо всемерно развивать с помощью различных упражнений, так как детям свойственна рассеянность. К четырём годам ребёнок уже должен:
- выбирать пару одинаковых предметов среди множества разных;
- уметь концентрировать своё внимание на выполнении определённого задания в течение нескольких минут;
- выполнять упражнения на наблюдательность – повторить определённую последовательность движений с хлопками;
- при произнесении кодового слова производить определённое движение – хлопок или притоп;
- произвести сборку несложного сооружения с помощью деталей конструктора по представленному образцу;
- уметь сложить обратно разрезанную на несколько частей картинку;
- должен ориентироваться в знакомых ему местах.
Мышление
Так как именно в этот период усиливается интерес ребёнка к познанию, то можно начинать подготовку к школе. Однако, чтобы не переусердствовать, родителям лучше познакомиться с рекомендациями специалистов о том, что умеет ребёнок в данном возрасте. Он может:
- сам собрать небольшую пирамидку;
- уметь находить обобщающие слова, определяя самостоятельно, к какой группе отнести определённых животных или деревья;
- в группе предметов определять лишний;
- искать и находить имеющиеся несоответствия в картинках;
- самостоятельно находить антонимы к словам;
- называть более сложные геометрические фигуры;
- сравнить и расставить предметы по убыванию их размеров;
- различать слова родного языка с иностранными;
- отгадывать несложные загадки и решать лёгкие головоломки.
Память
У ребёнка 4 лет наблюдается прекрасная память, поэтому в таком возрасте обычно начинают изучать с ним иностранные языки. Согласно общепринятым нормам, малыш должен уметь:
- находить дорогу домой из знакомых мест – из садика или магазина;
- уметь пересказать небольшой рассказ;
- учить наизусть стихи, загадки;
- запомнить несколько увиденных предметов и назвать их;
- суметь повторить услышанные слова или цифры;
- выполнить задание, состоящее из трёх-четырёх команд;
- повторить несколько последовательных шагов в танце;
- рассказать об увлекательном событии, произошедшем недавно.
Эмоциональное развитие
В этот период ребёнок учится выражать свои эмоции. Он должен уметь сопереживать, научиться понимать настроение и чувства других людей, воспитать в себе культуру поведения. В этом процессе ему нужна помощь близких людей. Малыш уже умеет:
- чувствовать настроение человека, изображённого на фотографии;
- может изобразить мимически определённую эмоцию;
- если виноват, понимает, что нужно попросить прощения, признав свою оплошность;
- при виде близких людей радуется, а при появлении незнакомых – пугается.
Социальная адаптация
Маленькие дети очень общительны. Им нравятся совместные игры и знакомства с новыми друзьями. Как раз в этот период происходит дифференциация интересов девочек и мальчиков. Первые увлекаются нарядами и куклами, а вторые – техникой и оружием. Они с удовольствием помогают своим папам в ремонте автомобиля, ездят с ними в летние месяцы на рыбалку, привыкают к мужским обязанностям. Девочки выполняют посильную работу по дому.
Бытовые навыки
К четырём годам дети уже многие действия выполняют самостоятельно. Они сами чистят зубы, одеваются, умеют пользоваться столовыми приборами.
Четырёхлетний малыш – это маленький любознательный человек, который уже многое знает и умеет. И главное – не спугнуть его интерес к познанию этого огромного прекрасного мира.