Содержание
Шуточную дразнилку про «ябеду-корябеду» все помнят с детства. Этот обидный статус получить очень легко, ведь не каждый взрослый станет разбираться в причинах доносительства. Но зачастую ребёнок хочет поделиться информацией с близкими людьми или пытается обратиться за помощью в непростой для него ситуации совершенно без злого умысла. Как увидеть тонкую грань между «стукачеством» и попыткой получить помощь, а также как реагировать на полученную от ребёнка информацию, расскажет «ЛегкоПолезно».
Причины ябедничества
Основным мотивом для жалоб является поощрение взрослых. Вы можете превратить ребёнка в доносчика, сами того не желая и не замечая. Ситуация встречается в семьях с несколькими детьми, где мама регулярно просит рассказывать о проказах брата или сестры. С предложением подобного «сотрудничества» может обратиться педагог или воспитатель – и малыши охотно откликаются, проявляя чудеса наблюдательности. Не удивляйтесь, что совсем скоро кроха почувствует себя с вами на равных и перестанет считаться с авторитетом взрослых, которым предоставляет «ценную информацию».
Среди других причин психологи называют также следующие.
- Зависть или ревность. С появлением младшего брата или сестры в семье вчерашний любимчик пытается испортить впечатление о новом «фаворите». Старайтесь уделять всем детям равное количество внимания, несмотря на их возраст.
- Самоутверждение. Малыш выставляет в негативном свете сверстников или одноклассников, подчёркивая этим сравнением собственные достоинства. Если дети живут и воспитываются в комфортной среде, такая болезненная потребность не возникает.
- Обида или месть. Причиной для жалобы может стать обычное непонимание или нелепая ссора. В попытке отомстить обидчику дети часто рассказывают о его промахах, а иногда и придумывают ситуацию, которая обязательно потребует наказания.
Запрет на жалобы не решит проблему – напротив, вы можете оттолкнуть малыша и разрушить хрупкие доверительные отношения.
Ябеда в 4 года и ябеда в 10 лет – в чём разница
Каждую ситуацию нужно разбирать, учитывая уровень развития ребёнка. В разном возрасте дети ябедничают по-разному и руководствуются разными мотивами.
До 3 лет
В таком юном возрасте дети не способны сознательно ябедничать, поскольку мышление находится на стадии формирования. Они не умеют предсказывать последствия собственных поступков, а до анализа поведения окружающих им ещё далеко.
С 3 до 5 лет
В эту пору малыши искренне делятся увиденным, рассказывают о важных событиях ─ на первое место всегда выходят эмоции, а не факты. Кроха приходит за советом, потому что пока он не в состоянии дать правильную оценку происходящему. Задача взрослого ─ обсудить с ребёнком его поведение и подсказать, как лучше поступить в следующий раз. Детям свойственно ошибаться, но именно в семье формируется жизненная шкала ценностей.
Совет. Не отмахивайтесь от детских рассказов и проблем, даже если они вам кажутся надуманными и незначительными. Именно в этом возрасте устанавливается психологическая связь между ребёнком и родителями. |
с 5 до 7 лет
Именно в таком возрасте усваиваются правила поведения в обществе, и для закрепления результата ребёнок автоматически следит, чтобы их выполняли окружающие. Нельзя говорить о злостном доносе, если дошкольник сообщил о каком-то нарушении. Он демонстрирует собственные знания и пытается направить «возмутителя спокойствия» на путь истинный.
Совет. Объясняйте наедине, что доносить на приятелей некрасиво и даже подло. Лучше обсудить с другом его выходку и попросить в следующий раз так не поступать. |
С 7 до 9 лет
У младших школьников в приоритете оказывается общение, поэтому на нарушения школьник реагирует более сдержанно. Он уже способен понять, что каждый человек – это отдельная личность со своими вкусами и предпочтениями, а нормы в семьях могут отличаться. С 1 по 3 класс детские «доносы» свидетельствуют о социализации ребёнка. Вполне нормально, что за помощью ваш сын или дочь обращается именно ко взрослым, ведь именно они обучают и устанавливают правила.
Совет. Если школьник продолжает в подробностях рассказывать о проделках одноклассников, дайте оценку происходящему, но без восхваления собственного ребёнка. Анализ ситуации должен быть нейтральным, чтобы ваши дети вынесли из нее правильный урок. |
Не спешите навешивать на ребёнка любого возраста ярлык «ябеда», не разобравшись в истинных причинах такого поведения. Постарайтесь научить его самостоятельно определять, когда понадобится помощь взрослых и обратиться за ней будет не зазорно, а в каких случаях проблему можно решить без их участия.