X

Карманные деньги – нужно ли раннее знакомство с финансами?

«Вот подрастёшь, начнёшь зарабатывать, и тогда будешь покупать, что захочешь», – эту фразу мы часто слышим в магазинах и на улицах от родителей в адрес детей. К сожалению, только в 2 семьях из 10 практикуется финансовое воспитание детей. Карманные деньги вызывают множество споров, поскольку старшее поколение порой считает их прямой дорогой к беспечности и безответственности. На самом деле, небольшие суммы учат самостоятельности и грамотному планированию расходов, что обязательно пригодится во взрослой жизни.

Преимущества карманных денег

Умение правильно тратить и копить финансовые средства не приходит само по себе, а осваивается методом проб и ошибок. Чем раньше ребёнок пройдёт азы непростой науки, тем более успешным будет в жизни. Карманные деньги учат сразу нескольких вещам.

  1. Терпение. Следует обговорить дату или день недели, когда финансы будут приходить «на счёт». Нельзя отступать, даже если ребёнок умудрился всё потратить: это тоже хороший урок, поскольку в следующий раз он будет рассудительней и осмотрительней.
  2. Планирование. Распределить имеющуюся сумму на конкретный отрезок времени – полезное качество. Ребёнок научится ставить перед собой цели и копить на крупную покупку. Лучше выделять средства раз в неделю, поскольку ежедневное финансирование даст обратный эффект. Первоклассник быстро поймет, что завтра у него опять будут деньги, поэтому необходимость в экономии автоматически отпадает. Траты станут нерациональными и импульсивными.
  3. Адекватное отношение к деньгам. Ради эксперимента спросите у своих знакомых, как они потратили первые заработанные деньги, и результат вас удивит. Примерно 80% людей на радостях спускали зарплату на бесполезные и ненужные вещи, поход в кафе или посиделки с друзьями. Наличие карманных денег в детстве формирует трезвое отношение к ним без эйфории и желания потратить всё и сразу.

«Свои» средства повышают самооценку, ребёнок не будет чувствовать себя ущемлённым в компании одноклассников, которым родители выделяют финансы. Жадность и зависть обойдут школьника стороной, а это уже большой плюс.

Оптимальный возраст для первых денег

Карманные расходы обычно начинаются в первом классе. В одних семьях финансовое воспитание начинается раньше, другие стараются оттянуть момент. Психологи рекомендуют давать деньги своему ребёнку, когда большей части сверстников родители «открыли личный счёт». Финансовое образование лучше запускать в тот период, когда к мнению папы и мамы ещё прислушиваются: подростки зачастую считают себя слишком взрослыми и самостоятельными.

Совет. Нельзя грубо вмешиваться в процесс знакомства ребёнка с деньгами. Тотальный контроль вызовет внутренний протест и может привести к обману. Выяснить направление использования финансов помогут нейтральные вопросы: «Что купил? Понравился товар или нет? Сколько денег осталось?» Важно не высмеивать, не наказывать и не ругать, даже если покупка кажется вам сущей ерундой. Намного эффективнее объяснять и тактично указывать на совершённые ошибки.

Размер карманных денег

Ребёнок должен понимать ограниченность финансовых поступлений и осознавать, что деньги – это результат труда. Полезно объяснить несколько ключевых моментов:

  • откуда берутся средства в семейном бюджете;
  • почему вы можете выделить именно такую сумму;
  • по какой причине не получится увеличить лимит карманных расходов.

Бюджет первоклассника и подростка будет разным, поскольку потребности и нужды растут вместе с детьми. Все эти вопросы следует обговаривать, заранее установив правила. Нужно выделять столько средств, чтобы ребёнок не стал «белой вороной» среди ровесников, но и не вызывал чувство зависти.

Возможные минусы карманных денег

Негативные моменты могут проявиться, если не объяснять детям основные правила безопасности.

  1. Деньги вызывают интерес нечистых на руку людей, поэтому не стоит хвастаться даже незначительными суммами.
  2. Одалживать средства можно только с разрешения взрослых, но лучше избегать таких финансовых отношений в школьном возрасте.
  3. Для денег следует выделить кошелёк: из кармана они рискуют выпасть.
  4. Нельзя оставлять средства без присмотра на видном месте.
Совет. Вполне вероятно, что не всем детям родители выдают карманные деньги, и это не повод дразнить одноклассников. В каждой семье разное экономическое положение и отношение к финансам, поэтому столь щепетильный момент также нужно заранее обговорить с ребёнком.

Рекомендации психологов

Карманные деньги не должны зависеть от:

  • величины родительской любви;
  • детского поведения;
  • сиюминутных эмоций папы или мамы;
  • активности ребёнка в домашних делах;
  • успеваемости в школе.

Не путайте финансы с мерой воздействия на сына или дочь. Если совершён проступок, ищите другие «ниточки», за которые можно потянуть, но не лишайте ребёнка карманных денег в качестве наказания. Нельзя выдавать средства за хорошие отметки или помощь по дому. Исключение может составить ситуация, когда подросток решил накопить на серьёзную покупку. Психологи советуют поручить какую-то задачу сверх привычных обязанностей, став первым «работодателем» для ребёнка.

Главным помощником должен быть личный пример и рассудительное отношение родителей к домашнему бюджету. Если в семье привыкли оформлять кредиты, пренебрегают формированием сбережений, а режим строгой экономии постоянно чередуется со швырянием средств на ветер, ребёнку сложно проявлять осмотрительность.

При разумном подходе карманные деньги становятся для детей не развлечением и лёгкой добычей, а инструментом, который обучит финансовой грамотности.

View Comments (3)

    • Не факт. Если давать каждый день понемногу, то ребенок будет тратить бездумно - проверено на личном опыте. Как только у сына появлялась мелочь, она тут же испарялась из кошелька, но трансформируясь в леденцы и прочую гадость. К вечеру он был уже голодный. И совсем другое отношение к купюре 100 рублей - начал рассчитывать сумму на несколько дней, но чтобы еда купленная еще и насыщала не на 5 минут.

  • Внушительные размеры карманных денег могут разбудить в ребенке дремавшего шопоголика) Разумность - важный критерий.