X

Как общаться с гиперактивным ребёнком?

Понятие «гиперактивный ребёнок» последнее время стали использовать применительно почти ко всем малышам, которые не сидят на месте и постоянно куда-то спешат. Это не совсем верно. На самом деле гиперактивность у детей – такое специфическое неврологическое отклонение, определять которое должен врач.

Что собой представляет гиперактивность?

Синдром гиперактивности в разные периоды его исследования связывался с различными проблемами в работе нервной системы. В 60-е годы прошлого века считалось, что это последствие нарушений деятельности головного мозга. Соответственно, специалисты убеждали, что исправить подобное состояние почти невозможно. В 1980-е его стали считать самостоятельным заболеванием, которое поддаётся коррекции. В медицине чрезмерная двигательная активность ребёнка получила название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Часто детей, у которых хочется найти «кнопку выключения» и «источник бесконечной энергии», называют гиперактивными. Но у болезни имеются определённые симптомы, позволяющие установить, есть ли синдром. Самостоятельно постановкой диагноза заниматься не стоит.

Признаки гиперактивности

Какие симптомы могут свидетельствовать о том, что у малыша существуют неврологические отклонения?

  • Эмоциональная нестабильность или частые смены настроения без причин.
  • Трудности в организации самостоятельной деятельности.
  • Забывчивость.
  • Склонность к потере вещей.
  • Беспокойство.
  • Неусидчивость.
  • Неспособность какое-то время заниматься одним делом (временные нормы определяются в соответствии с возрастом).
  • Нарушения сна.
  • Задержка речевого развития.
  • Плохое послушание или неумение организовать деятельность по правилам.

Гиперактивные дети часто плачут без причины и способны закатывать истерики. В отличие от малышей, которые демонстрируют такое поведение лишь в определённые этапы своего развития, крохи с нарушениями делают это постоянно.

Даже если приведённые симптомы не являются следствием заболевания, полезно обратиться к специалисту, чтобы скорректировать их. Это позволит улучшить психическое состояние ребёнка и помочь ему в развитии.

Причины возникновения синдрома

Каждый родитель хочет понимать, что сделать, чтобы заболевание у детей не проявлялось. Диагноз «Гиперактивный ребёнок» чаще всего является результатом неблагоприятного течения беременности или сложных родов. В процессе диагностики врач обычно интересуется:

  • Насколько длительным был токсикоз.
  • Наблюдалось ли повышенное давление во время беременности. Если да, то как часто, не были ли роды вызваны гестозом.
  • Не было ли факта установки асфиксии у малыша в конце беременности или во время родов. Если эта проблема возникала, риск приобретения заболевания повышается в три раза.
  • Курит ли мама.
  • Не выполняла ли женщина тяжёлую работу во время беременности, особенно на поздних сроках.
  • Какие сложности были во время родов. Если они прошли очень быстро и почти незаметно для женщины, то вероятность приобретения синдрома остается высокой.

Иногда синдром становится последствием травм, полученных в течение младенческого возраста. Тяжёлые заболевания в первый год жизни относятся к провоцирующим факторам. Если были такие ситуации, о них следует рассказать врачу.

Как устанавливают диагноз?

Врач, перед которым поставлена задача проверить симптомы на их отношение к диагнозу СДВГ, будет действовать следующим образом:

  • соберёт субъективную информацию, в т. ч. семейный анамнез;
  • определит предрасположенность к заболеванию с учётом информации о беременности, родах и первом годе жизни малыша;
  • для детей старше 5 лет проведёт психологическое тестирование;
  • назначит МРТ головного мозга или электроэнцефалограмму, которые могут потревожить малыша, но не причинят ему никакого вреда.

Если по совокупности разных факторов синдром выявляется, врач в соответствии со степенью тяжести заболевания назначает лечение.

Проводить обследование должен невролог. Психолог может лишь принять решение о том, чтобы направить к другому специалисту для более тщательной диагностики, если вскрыты симптомы заболевания.

Методы коррекции синдрома

Если гиперактивный ребёнок очень трудно справляется с тем, что ему положено делать по возрасту, демонстрирует вспышки ярости, гнева и может причинить себе вред, врач назначит медикаментозное лечение. В остальных случаях основные обязанности по коррекции состояния малыша ложатся на плечи родителей.

Психолог будет дополнительно наблюдать за поведением крохи. Если в детском саду есть такой специалист, он возьмёт его на контроль и будет проводить дополнительные занятия. Если в семье гиперактивный ребёнок, что делать в этом случае? Главные принципы поведения должны знать и взрослые, и другие дети.

Основные правила звучат так:

  • Ставьте перед ребёнком чёткие задачи и контролируйте их выполнение. Задания не должны иметь длительный период действия, чтобы малышу было проще сосредоточить своё внимание.
  • Организовать режим дня крохи. Если будет одно и то же время отхода ко сну, подъёма и других действий, ему станет проще справляться с ними, и он гарантированно выспится.
  • Создать комфортные условия для малыша. Для этого нужно меньше использовать в интерьере ярких красок, не загромождать комнату предметами и игрушками. На территории малыша не должно быть плакатов, большого количества фотографий, телевизора.
  • Больше проявлять внимания к ребёнку. Совместные игры, чтение книг, обсуждение событий дня и другие варианты общения способствуют коррекции состояния малыша.
  • Не проявлять агрессию в общении с малышом. Динамичные дети являются серьёзным испытанием для нервной системы родителей. Несмотря на желание ввести жёсткие запреты, прикрикнуть на малыша, с этими порывами придётся распрощаться. Общение с ним должно проходить в дружелюбной манере, даже если малыш проявляет агрессию.
  • Не использовать большое количество сильных раздражителей в течение дня. Количество посещаемых аттракционов следует дозировать, ограничивать число новых знакомств и т. д.

Дополнительные приёмы успокоения ребёнка

Психологи советуют работать над развитием внимания малыша. Гиперактивные дети должны больше выполнять упражнений, которые помогают им сосредоточиться на нескольких объектах.

Чтобы ребёнок стал более спокойным, можно использовать:

  • классическую или спокойную музыку, где нет драматизма;
  • большое количество прикосновений, которые будут демонстрировать любовь к малышу;
  • игры в тишину;
  • переключение внимания в случае начинающейся истерики;
  • использование в пище компонентов, способных успокаивать перед сном (например, мёд с водой на ночь);
  • водные игры или плавание;
  • песочные игры;
  • прививание интереса к творчеству или хобби, чтобы кроха свою чрезмерную энергию направлял в полезное русло (синдром хорошо корректируется, когда дети посещают спортивные секции).

Разговоры негромким голосом способны также обеспечить эффект успокоения перевозбуждённого малыша, имеющего такой синдром.

В случае серьёзных неврологических нарушений врач будет рекомендовать слабые или сильные препараты для снятия симптомов. Курс лечения назначается специалистом. Обязательно в приёмах препаратов должны быть перерывы, чтобы не загасить природную активность нервной системы.

Последствия синдрома

Когда чрезмерная активность является не индивидуальной особенностью ребёнка, нужно быть готовым к тому, какие последствия вызовет синдром, не скорректированный вовремя:

  • У малыша появятся проблемы в общении со сверстниками, он с трудом будет коммуницировать и заводить друзей.
  • В детском саду и школе будет отставание в учебном процессе. Обычно такие дети с трудом усваивают материал, хуже читают и некрасиво пишут.
  • Излишние проявления агрессии могут провоцировать на аналогичную реакцию, что чревато травмами или дополнительными разбирательствами с другими родителями и детьми.
  • Желая обратить на себя внимание, ребёнок старается спровоцировать родителей или взрослых на действия. Значит, он может делать что-то во вред, перестать слушаться и т. д.

Синдром гиперактивности не является поводом для того, чтобы родители оберегали малыша от общения с другими детьми. Не стоит его лишать социализации. Иначе ему трудно будет адаптироваться в школе. В случае выявления отклонения уже после 5 лет шансы на коррекцию тоже высокие. В этом возрасте дети имеют более развитое мышление, что позволяет использовать широкий спектр игр и инструментов при проведении разрешающих проблему занятий.