Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Что делать в случае выявления у ребёнка задержки речевого развития?

Все родители с нетерпением ждут, когда их чадо произнесёт первое слово. Обычно это происходит к 7–8 месяцам. К году малыш в среднем уже должен знать 8–12 слов, наращивая к возрасту двух лет этот показатель до 150.

Бывают ситуации, когда средние нормативы речи у детей не выполняются. Игнорировать это нельзя. Задержка речевого развития может являться сигналом серьёзных нарушений у ребёнка, поэтому на неё следует обращать внимание. Списывание отсутствие разговора на какие-то индивидуальные особенности малыша не стоит.

Что называют задержкой речи?

До года речевое развитие детей меняется очень быстро. Активное гуление у них происходит в период 2–5 месяцев. После чего малыши начинают произносить первые слоги. К году они должны превращаться в слова. Это необязательно будут фразы «мама» или «папа». Дети могут демонстрировать сознательное употребление любых других. Если отсутствуют подобные признаки, то следует искать причины и обратиться к врачу-неврологу.

Задержка речевого развития в медицинской и педагогической практике представляет собой отсутствие соответствующих навыков или непонимания употребляемых слов в конкретные периоды. Чтобы определить такое явление, необходимо знать, что и в каком возрасте характерно для детей. Принято следить за изменениями речи у ребят до 10 лет.

Не стоит забывать и о том, что дети всегда развиваются индивидуально, поэтому ориентиры даются средние. Отклонения в большую сторону также возможны и не должны пугать родителей.

Нормы развития речи

Для того чтобы самостоятельно проверить, нет ли проблем с речью у детей, полезно знать следующие нормы:

  • в 12–15 месяцев ребёнок должен демонстрировать понимание простейших команд, обращения к нему, произносить односложные и двусложные слова в количестве до 20 штук;
  • к 2 годам дети способны составлять простые предложения, причём мальчики делают это чуть позже и склонны говорить в целом меньше;
  • ещё через полгода в запасе ребёнка должно оказаться порядка 300 слов;
  • к 3 годам специалисты ожидают увидеть у детей способность составлять небольшие рассказы о себе или окружающем мире, малыши должны уметь описывать изображения на картинках;
  • в 4–4,5 года у ребёнка появляются умения составлять сложные предложения, состоящие более чем из 4 слов, а также отвечать на любые вопросы;
  • в 6–7 лет словарный запас ребёнка составляет порядка 1000 слов, которые он активно употребляет.

Если ребёнок до трёх лет не начал говорить и не демонстрирует понимания речи других людей, следует обратиться к сурдологу.

Что является причиной задержки?

Спектр причин, которые приводят к задержке речи у ребёнка, достаточно широкий. Проблема может являться следствием неврологических нарушений или отсутствием внимания со стороны родителей к малышу. Основные причины, как правило, заключаются в следующем:

  • поражения головного мозга;
  • большое количество перенесённых заболеваний, в т.ч. в тяжёлой форме;
  • нарушения слуха и зрения, что мешает восприятию звуков, образов и предметов из окружающего мира;
  • низкая степень развития мышц рта или другие патологии, приводящие к затруднению при произношении звуков или их копировании;
  • родовые травмы;
  • сильные стрессы, связанные с трагическими событиями в семье, ссорами родителей, их разводом и т. д.;
  • генетические заболевания, в т.ч. синдром Дауна и т. п.

Задержка речевого развития у ребенка

Если занятия с ребёнком проводятся редко, то это также провоцирует отсутствие развития речевых навыков. Среди других социальных факторов, влияющих на это состояние, можно выделить:

  • низкую частоту разговоров с малышом;
  • слишком быструю или невнятную речь окружающих ребёнка взрослых;
  • чрезмерное стремление родителей предугадать любые желания малыша, что позволяет ему обходиться без слов;
  • частые просмотры телевизора, не позволяющие сформировать у детей представление о том, как происходит подача звуков;
  • общение в семье или в среде, где находятся дети, на нескольких языках;
  • требования родителей помолчать.

Для устранения проблемы необходимо будет ликвидировать причины. Чтобы нагнать упущенное время, потребуются усиленные ежедневные занятия.

К каким врачам бежать?

Если родители отмечают, что у ребёнка речь развита хуже, чем у сверстников, они часто склонны во всём винить его стеснительность. Лишь к 3 годам чаще всего многие из них решаются обратиться к врачу. Помочь с проблемой могут:

  • логопеды;
  • педагоги;
  • неврологи;
  • сурдологи;
  • остеопаты;
  • психологи;
  • дефектологи;
  • корректологи.

Всё зависит от того, в какой области лежат причины отклонения от нормального речевого развития детей и какие занятия необходимы.

Основная задача состоит в том, чтобы выровнять ребёнка по уровню развития к моменту начала учебного процесса в школе. Малыши с проблемами слуха и зрения тоже имеют шанс пойти в обычную школу и учиться на равных с другими сверстниками. Помочь в этом могут только специалисты.

Если необходимо решить психологическую проблему, связанную со стрессами, может потребоваться участие невролога. Некоторые формы психологических расстройств лечатся медикаментозно.

Методы диагностики задержки

Не всегда определить наличие заболевания можно только по симптомам, демонстрирующим использование речи, тем более, что дети в присутствии чужого человека склонны смущаться, зажиматься и молчать. Педиатр или другой специалист, наблюдающий ребёнка, может направить его на такие обследования:

  • дуплескное сканирование артерий головного мозга;
  • сурдологические тесты на определение тугоухости;
  • проверка на наличие серных пробок, аденоидов;
  • эхоэнцефалография.

Логопеды и психологи имеют свои тесты, позволяющие определить степень развития речи у детей разного возраста с учётом половых характеристик.

Как исправлять проблему?

Если задержка речевого развития подтверждена как диагноз, то необходимо срочно принимать меры по её исправлению. Малыши, не имеющие серьёзных нарушений головного мозга или генетических патологий, могут быстро нагнать то, что не освоили в раннем возрасте. Для профилактики рекомендовано использовать разнообразные педагогические и психологические приёмы. Также не следует ждать трёхлетнего возраста, если есть сомнения по поводу уровня развития ребёнка.

Основными методами лечения данной проблемы являются:

  • физиотерапия;
  • магнитотерапия;
  • медикаментозное лечение, направленное на активизацию работы головного мозга, снятия нервного напряжения;
  • иглоукалывание;
  • иппотерапия;
  • дельфинотерапия;
  • песочная терапия.

Конкретный перечень методов выбирает врач и другие специалисты, подключённые к реабилитации детей. Не все способы избавления от проблемы нужны в конкретном случае. Многие из них могут оказаться недоступными. Занятия с логопедом или дефектологом могут быть рекомендованы в качестве дополнительных даже в случае небольшого отклонения от нормы. В основном они направлены на то, чтобы своевременно поставить звуки и улучшить восприятие информации у малышей.

Исправление задержки речевого развития у детей

Часто бывает так, что устанавливается факт недостаточного питания малыша. Отсутствие в должном количестве белка, жиров и витаминов приводит к тому, что мозг не может обрабатывать всю информацию.

Как не допустить возникновения задержки речи?

Если дети от рождения здоровы, родители должны обращать внимание на их состояние и развитие, чтобы не было проблем с речью. Нужно помнить, что любое перенесённое ОРВИ может оказать негативное влияние на состояние ребят. Даже такие распространённые болезни способны создать основу для развития задержки речи. Самая часто встречающаяся ситуация – осложнения после отита у ребёнка.

Гармоничное речевое развитие невозможно представить без:

  • Пальчиковых игр, среди которых самой известной является «сорока-ворона». Специалистами доказано, что раздражение определённых зон на руках и пальцах запускает работу нейронов головного мозга и создаёт новые связи.
  • Рисования, в т.ч. песком.
  • Заучивания стихов и пения песен.
  • Лепки и игры с глиной.
  • Развития внимания и работы по фиксации образов и предметов.
  • Чтения книг с иллюстрациями.
  • Музыкальных игр, когда во время прослушивания песен можно усваивать цвета, животных, их речь и другие основные знания.
  • Настольных игр. Они должны в зависимости от возраста меняться и позволять усваивать информацию по цветам, формам, количеству.
  • Массажа. Как ни странно, но массаж спины, шеи и головы даёт необходимое расслабление, после чего дети лучше воспринимают информацию и способны дольше заниматься.

Полезно приобретать игрушки, которые направлены на развитие мелкой моторики. Можно их создавать самостоятельно из доступных материалов. Отлично для этих целей подходят орехи, горох, пшено, макароны. Игра с ними позволяет активизировать работу головного мозга.

Постоянное объяснение всего того, что видит ребёнок, позволяет также обеспечить необходимое развитие. Ежедневные занятия должны длиться минут 10–20 в зависимости от возраста крохи. Это позволяет обеспечить качественное восприятие материала, а также снизить напряжение малыша.

Все эти средства позволяют успешно сопровождать медикаментозное лечение.

Родители должны понимать, что задержка речевого развития, не связанная с серьёзными патологиями, требует внимательного отношения к ребёнку. Она поддаётся коррекции. Малыши хорошо чувствуют волнение родителей, поэтому посещение любых специалистов должно проводиться не в тревожной, а дружелюбной обстановке.

Искусственная стимуляция речи, когда родители делают вид, что не понимают малыша, также полезна в быту для решения проблемы. Чем раньше взрослые начинают бороться с заболеванием, тем быстрее можно получить результат.

Меню