Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Развитие памяти у маленьких детей

Есть такое выражение «девичья память». Человека, чью память называют девичьей, считают забывчивым и рассеянным. И чаще это относится к девушкам, как считают многие, однако это стереотип: память независима от пола человека. Многие также думают, что её свойства – это врождённые характеристики каждого конкретного человека и совершенствовать тут, увы, нечего. Но это мнение ошибочно: к счастью, память можно развивать. И не только можно, но и нужно!

Есть специальные советы, с помощью которых даже очень рассеянный человек сможет сосредоточиться и сконцентрироваться, повысить работоспособность. Как и для получения многих других навыков, развитие этого механизма лучше всего осуществлять в детском возрасте – у малышей мозг более гибкий и восприимчивый к новой информации. Развитие памяти у детей – это интересный и полезный процесс. Если вы поможете своему малышу наладить этот важный механизм, то ребёнку будет гораздо легче в дальнейшей взрослой жизни.

Что такое память?

Память – это сложный механизм по сохранению информации, её накоплению и воспроизведению чего-либо из ранее запомненного. Она бывает нескольких видов. Часто какой-то определённый вид развит у человека больше, чем другие, и это абсолютно нормально. Давайте познакомимся с всевозможными видами и формами памяти и узнаем их особенности.

Память бывает произвольной и непроизвольной. У детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) преобладает непроизвольная форма. Это означает, что маленькие детки запоминают всё механически, без каких-либо усилий для этого. Произвольная, соответственно, наоборот характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель запомнить какой-либо материал. Это уже больше относится к школьникам и взрослым людям.

Развитие памяти у ребенка

Память ещё принято разделять по наиболее развитой у человека психической активности. Она бывает:

  1. Зрительная (образная). Если вашему ребёнку без труда удаётся вспоминать лица людей, которых он видел всего один раз в жизни, значит, он обладает именно таким типом. Или, например, малыш прекрасно вспоминает какой-либо запах из детства, образ в самых мельчайших деталях – это всё благодаря образной памяти. Кстати, ей обладают как дети дошкольного возраста, так и уже подросшие школьники.
  2. Словесная. Вашему малышу нравятся стихи и он способен рассказать большой отрывок «из головы»? Или ребёнок может вспомнить разговор в точности, все его слова, которые были сказаны давным-давно? Тогда можно вас поздравить: ваше чадо обладает словесно-логическим типом запоминания.
  3. Двигательная. Ваш ребёнок схватывает на лету все танцевальные движения, которые видит? Или он виртуозно умеет вышивать крестиком? Тогда это его характеризует как обладателя развитой двигательной памяти.
  4. Эмоциональная. Если ваш малыш хорошо запоминает только то, что вызвало у него в душе отклик, эмоции, то он обладает эмоциональным типом запоминания. Он особенно проявляется в человеческих взаимоотношениях.
  5. Существует ещё и вкусовая, осязательная и обонятельная память, однако такие виды являются сопутствующими для человека, а не главенствующими.

Свойства детской памяти

Интересно, что по мере взросления человека свойства его памяти меняются. Механизм запоминания ребёнка дошкольного возраста сильно отличается от школьника, хотя их отделяет промежуток всего в несколько лет.

Характерной чертой детского возраста является отличная способность мозга к запоминанию и воспроизведению информации. Поскольку малыши, которые ходят в детский садик, обладают непроизвольной памятью, то именно в этот период им нужно усиленно изучать иностранный язык. Так ребёнку будет гораздо легче его освоить, чем в старшем возрасте.

Особенностью детской памяти является и то, что дошкольник учится воспринимать и анализировать информацию. Особенно в этот период развит образный тип. Часто малыши смотрят на предмет и видят его детально, запоминают то, что их больше всего впечатлило – самые выразительные черты. Порой другие свойства, которые могут быть главнее, они упускают, забывают.

У дошкольников развивается и двигательная память, особенно хорошо это можно заметить в игре. Ребёнок может одновременно и сам играть, выполнять какие-либо физические действия, и следить за тем, как это делают другие.

Помимо этого у малыша начинают формироваться и личные воспоминания. В этот период обостряется слуховой тип запоминания, ребёнка интересуют сказки, какие-то несложные стихи, он учится их запоминать и рассказывать другим детям.

Специальные упражнения

Ребёнка обязательно нужно тренировать, учить его искусству запоминания. И тогда дальнейшая учёба в школе будет вызывать у него гораздо меньше проблем и трудностей.

Есть несколько очень хороших и действенных упражнений для памяти. Некоторые из них очень хорошо развивают и внимание. Проводить такую тренировку можно в игровой форме, можно включить и соревновательный момент. Так можно совместить приятное с полезным.

  1. «Картинка» – на развитие зрительной памяти. Ребёнку дают какую-нибудь картинку на несколько минут, потом её забирают. Задача малыша – как можно подробнее рассказать то, что было изображено.
  2. «Мягкие игрушки». Разложите несколько мягких игрушек (лучше в форме животных) в определённой последовательности, малыш их внимательно рассматривает. Попросите его отвернуться и поменяйте игрушки местами. Задача ребёнка рассказать вам, что поменялось.
  3. «Танец» – на развитие двигательной памяти. Всё просто: показываете дитю какое-нибудь движение, а оно должно его повторить. Дальше необходимо усложнять движения и даже создавать целый танец.
  4. «Слова» – на развитие слуховой памяти и ассоциаций. Взрослый называет слова, а малышу нужно мысленно представить себе образ этого слова, его свойства, описать внешний облик, перечислить ассоциации с этим словом.
  5. Ещё одно хорошее упражнение: взрослый показывает какую-нибудь картинку (30 секунд), а малыш рисует бумаге то, что запомнил. Сначала можно показывать простые картинки, например, геометрические фигуры, и со временем усложнять задание.

Еда для памяти

Помимо упражнений очень важно и вести правильный образ жизни, приучать к этому своего ребёнка, показывать на своём примере.

Для хорошей памяти очень важен полноценный ночной сон. Дошкольникам и школьникам рекомендуется спать по 9 часов: так организм восстановит свои силы.

развитие памяти с помощью книг

Как и для других сфер жизни, очень важно регулярно заниматься спортом. Запишите своё чадо на какие-нибудь спортивные секции, которые ему будут по душе. Приобретите полезную привычку заниматься зарядкой. Она ещё и отлично бодрит по утрам!

Обратите внимание на продукты питания, которые мягко стимулируют кровообращение. Различные аминокислоты, антиоксиданты и витамины также очень полезны. Витамин С, витамины группы В, Е, К, и Омега-3, цинк, йод, железо и магний очень нужны для мозга и памяти.

Продукты, которые помогут работе мозга:

  • чеснок,
  • лук,
  • орехи,
  • мёд,
  • помидоры,
  • капуста,
  • шпинат,
  • черника,
  • смородина,
  • лимоны,
  • бананы.

Развитие памяти у детей – интересный и очень полезный процесс, его можно превратить в увлекательную игру и тренировать сильные стороны ребёнка, развивать тот вид памяти, который в этом нуждается. Также в этом деле вам помогут полезные продукты питания и физические упражнения.

1 Comment
  1. У нас были проблемки с памятью…хорошо помогли старые дедовские способы, типа заучивания стихов, скороговорок и т.д.))Ну и дополнительно еще давали бэби формулу мишки мультивитамины и отвары клевера…Постепенно память и внимание стали улучшаться.Даже оценок теперь больше хороших приносит))

Написать ответ


Меню