Есть такое выражение «девичья память». Человека, чью память называют девичьей, считают забывчивым и рассеянным. И чаще это относится к девушкам, как считают многие, однако это стереотип: память независима от пола человека. Многие также думают, что её свойства – это врождённые характеристики каждого конкретного человека и совершенствовать тут, увы, нечего. Но это мнение ошибочно: к счастью, память можно развивать. И не только можно, но и нужно!
Есть специальные советы, с помощью которых даже очень рассеянный человек сможет сосредоточиться и сконцентрироваться, повысить работоспособность. Как и для получения многих других навыков, развитие этого механизма лучше всего осуществлять в детском возрасте – у малышей мозг более гибкий и восприимчивый к новой информации. Развитие памяти у детей – это интересный и полезный процесс. Если вы поможете своему малышу наладить этот важный механизм, то ребёнку будет гораздо легче в дальнейшей взрослой жизни.
Что такое память?
Память – это сложный механизм по сохранению информации, её накоплению и воспроизведению чего-либо из ранее запомненного. Она бывает нескольких видов. Часто какой-то определённый вид развит у человека больше, чем другие, и это абсолютно нормально. Давайте познакомимся с всевозможными видами и формами памяти и узнаем их особенности.
Память бывает произвольной и непроизвольной. У детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) преобладает непроизвольная форма. Это означает, что маленькие детки запоминают всё механически, без каких-либо усилий для этого. Произвольная, соответственно, наоборот характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель запомнить какой-либо материал. Это уже больше относится к школьникам и взрослым людям.

Память ещё принято разделять по наиболее развитой у человека психической активности. Она бывает:
- Зрительная (образная). Если вашему ребёнку без труда удаётся вспоминать лица людей, которых он видел всего один раз в жизни, значит, он обладает именно таким типом. Или, например, малыш прекрасно вспоминает какой-либо запах из детства, образ в самых мельчайших деталях – это всё благодаря образной памяти. Кстати, ей обладают как дети дошкольного возраста, так и уже подросшие школьники.
- Словесная. Вашему малышу нравятся стихи и он способен рассказать большой отрывок «из головы»? Или ребёнок может вспомнить разговор в точности, все его слова, которые были сказаны давным-давно? Тогда можно вас поздравить: ваше чадо обладает словесно-логическим типом запоминания.
- Двигательная. Ваш ребёнок схватывает на лету все танцевальные движения, которые видит? Или он виртуозно умеет вышивать крестиком? Тогда это его характеризует как обладателя развитой двигательной памяти.
- Эмоциональная. Если ваш малыш хорошо запоминает только то, что вызвало у него в душе отклик, эмоции, то он обладает эмоциональным типом запоминания. Он особенно проявляется в человеческих взаимоотношениях.
- Существует ещё и вкусовая, осязательная и обонятельная память, однако такие виды являются сопутствующими для человека, а не главенствующими.
Свойства детской памяти
Интересно, что по мере взросления человека свойства его памяти меняются. Механизм запоминания ребёнка дошкольного возраста сильно отличается от школьника, хотя их отделяет промежуток всего в несколько лет.
Характерной чертой детского возраста является отличная способность мозга к запоминанию и воспроизведению информации. Поскольку малыши, которые ходят в детский садик, обладают непроизвольной памятью, то именно в этот период им нужно усиленно изучать иностранный язык. Так ребёнку будет гораздо легче его освоить, чем в старшем возрасте.
Особенностью детской памяти является и то, что дошкольник учится воспринимать и анализировать информацию. Особенно в этот период развит образный тип. Часто малыши смотрят на предмет и видят его детально, запоминают то, что их больше всего впечатлило – самые выразительные черты. Порой другие свойства, которые могут быть главнее, они упускают, забывают.
У дошкольников развивается и двигательная память, особенно хорошо это можно заметить в игре. Ребёнок может одновременно и сам играть, выполнять какие-либо физические действия, и следить за тем, как это делают другие.
Помимо этого у малыша начинают формироваться и личные воспоминания. В этот период обостряется слуховой тип запоминания, ребёнка интересуют сказки, какие-то несложные стихи, он учится их запоминать и рассказывать другим детям.
Специальные упражнения
Ребёнка обязательно нужно тренировать, учить его искусству запоминания. И тогда дальнейшая учёба в школе будет вызывать у него гораздо меньше проблем и трудностей.
Есть несколько очень хороших и действенных упражнений для памяти. Некоторые из них очень хорошо развивают и внимание. Проводить такую тренировку можно в игровой форме, можно включить и соревновательный момент. Так можно совместить приятное с полезным.
- «Картинка» – на развитие зрительной памяти. Ребёнку дают какую-нибудь картинку на несколько минут, потом её забирают. Задача малыша – как можно подробнее рассказать то, что было изображено.
- «Мягкие игрушки». Разложите несколько мягких игрушек (лучше в форме животных) в определённой последовательности, малыш их внимательно рассматривает. Попросите его отвернуться и поменяйте игрушки местами. Задача ребёнка рассказать вам, что поменялось.
- «Танец» – на развитие двигательной памяти. Всё просто: показываете дитю какое-нибудь движение, а оно должно его повторить. Дальше необходимо усложнять движения и даже создавать целый танец.
- «Слова» – на развитие слуховой памяти и ассоциаций. Взрослый называет слова, а малышу нужно мысленно представить себе образ этого слова, его свойства, описать внешний облик, перечислить ассоциации с этим словом.
- Ещё одно хорошее упражнение: взрослый показывает какую-нибудь картинку (30 секунд), а малыш рисует бумаге то, что запомнил. Сначала можно показывать простые картинки, например, геометрические фигуры, и со временем усложнять задание.
Еда для памяти
Помимо упражнений очень важно и вести правильный образ жизни, приучать к этому своего ребёнка, показывать на своём примере.
Для хорошей памяти очень важен полноценный ночной сон. Дошкольникам и школьникам рекомендуется спать по 9 часов: так организм восстановит свои силы.
Как и для других сфер жизни, очень важно регулярно заниматься спортом. Запишите своё чадо на какие-нибудь спортивные секции, которые ему будут по душе. Приобретите полезную привычку заниматься зарядкой. Она ещё и отлично бодрит по утрам!
Обратите внимание на продукты питания, которые мягко стимулируют кровообращение. Различные аминокислоты, антиоксиданты и витамины также очень полезны. Витамин С, витамины группы В, Е, К, и Омега-3, цинк, йод, железо и магний очень нужны для мозга и памяти.
Продукты, которые помогут работе мозга:
- чеснок,
- лук,
- орехи,
- мёд,
- помидоры,
- капуста,
- шпинат,
- черника,
- смородина,
- лимоны,
- бананы.
Развитие памяти у детей – интересный и очень полезный процесс, его можно превратить в увлекательную игру и тренировать сильные стороны ребёнка, развивать тот вид памяти, который в этом нуждается. Также в этом деле вам помогут полезные продукты питания и физические упражнения.
У нас были проблемки с памятью…хорошо помогли старые дедовские способы, типа заучивания стихов, скороговорок и т.д.))Ну и дополнительно еще давали бэби формулу мишки мультивитамины и отвары клевера…Постепенно память и внимание стали улучшаться.Даже оценок теперь больше хороших приносит))