Содержание
Многие молодые родители часто задаются вопросом – какие полезные игры и занятия буду способствовать развитию ребенка в раннем возрасте? Пальчиковая гимнастика или, как её ещё называют, пальчиковые игры, прекрасно развивает мелкую моторику, а также координацию и способность переключать внимание с одних предметов на другие. Разнообразные упражнения, которые легко запоминаются и не требуют много времени для выполнения, как нельзя лучше подходят для утренней зарядки детей. Именно поэтому врачи рекомендуют заниматься ПГ с ребенком каждый день, несмотря на капризы ребенка. Более того, учеными было проведено исследование, в ходе которого выяснилось: у детей, с которыми дома регулярно проводится пальчиковая гимнастика, почерк был гораздо лучше по сравнению с их сверстниками-одногодками.
Полезные свойства гимнастики
Как известно, игра – один из лучших путей для развития ребенка дома. Благодаря положительным эмоциям и удовольствию, получаемом в процессе разминки, речевая деятельность ребенка и его восприятие речи происходят на более высоком уровне. Что интересно, маленькие дети часто разговаривают во время игры, даже находясь в это время одни, когда как уже более взрослые ребята предпочитают проводить время дома в тишине.
Например, в Японии открыли, что на руках есть большое количество «акупунктурных» точек. По мнению врачей, эти точки связанны через центральную нервную систему с нашими внутренними органами, а значит, воздействуя на них, можно влиять и на наше здоровье «внутри».
На Ближнем Востоке медики также нашли полезные свойства массажа кистей. Оказалось, что упражнения, связанные с большим пальцем, усиливают умственную активность мозга, указательного и среднего – положительно влияют на микрофлору кишечно-желудочного тракта, безымянного – на почки и печень, а мизинца – на сердце.
В нашей советской стране велись значительные научные исследования на эту тему. Работы признанных физиологов доказали, что движения рук и пальчиковая гимнастика сильно влияют на функции центральной нервной системы. Также ученые узнали, что каждый из пальцев руки отвечает за свою сферу влияния в коре головного мозга, а за развитием мелкой моторики следует четкая артикуляция слов.

Пальчиковая гимнастика и тренировка пальцев рук должны стать важным занятием ребенка с самого раннего детства. Осознавая полезное воздействие каждого пальца на организм, мы должны помогать детям управлять пальцами в пространстве. В возрасте до 9 месяцев основную роль в играх должен брать на себя взрослый, а вот уже в 3-4 года ребенок способен самостоятельно показывать сложные жесты и упражнения.
Основные ступени развития пальчиковой моторики
- Возраст до 1 месяца. Начинает формироваться основная функция руки – хватательная. Ребенок должен крепко сжимать пальцы, которые кладет ему в ладонь взрослый.
- Два месяца. Может удержать предмет в руке на время до 3 секунд. Во время кормления сжимает и разжимает кулачки, в спокойном состоянии пальцы сжаты в кулак.
- Три месяца. Время удержания в руке различных вещей увеличивается до 10 секунд. Появляется сосательный рефлекс, ребенок начинает совершать энергичные действия руками без визуального контроля.
- Четыре месяца. Пальцы становятся более подвижными, меньше сжимаются в кулак. Держит предмет в руке до 20 секунд, начинает ощупывать свои руки, пытается протягивать руки к предмету и зацепиться за него. Сами движения пальцем не скоординированы.
- Пять месяцев. Ребенок начинает противопоставлять большой палец другим пальцам, часто махает руками, при взятии вещи доминирует большой палец. Начинает протягивать руки к родителям, а также к близко расположенным предметам.
- 6-7 месяцев. Ритмично машет руками, уже может перекладывать вещи их одной руки в другую. Движения пальцев становятся все более скоординированными, закрывает глаза, когда купается с мылом в ванне.
- 8-9 месяцев. Завершение формирования хватательного рефлекса, крепко держит игрушки. Начинает брать маленькие вещи несколькими пальцами, а большие – всей ладонью. Может показать расположение носа и глаз на теле человека или куклы, уже может махать предметами, находящимися у него в руке. Полностью формируется первенство одной руки над другой.
- 9-11 месяцев. Начинает образовываться манипуляционная деятельность, характерно взаимодействие между двумя и более предметами.
- В 12 месяцев. Может самостоятельно держать стакан во время питья. Несознательно копирует действия взрослых к разным объектам, переносит на предметы прежде выученные действия и упражнения.
- Год и 3 месяца. Может держать столовые приборы, активно пользуется ручками и карандашами.
- 1-2 года. Может строить из кубиков, рисует, держит два и более предмета в руках одновременно, сознательно начинает копировать поведение взрослых.
- 2-3 года. Активно играет в песочнице, может дома самостоятельно открыть коробку и опрокинуть её, открывает крышки, может красить пальцем и кисточками, делает ожерелья из бусинок.
- 3-5 лет. Ребенок начинает заниматься оригами, завязывать кроссовки «бантиком», может узнать предмет на ощупь, не видя его.
Как правильно учить ребенка заниматься
- Родители показывают пальчиковую гимнастику малышу, делая упражнение самостоятельно.
- Родители показывают её на пальцах и руке малыша.
- И ребенок, и взрослый делают её одновременно.
- Ребенок выполняет её с необходимой помощью взрослого.
- Ребенок выполняет упражнения самостоятельно.
Основные рекомендации
- Взрослый должен наизусть знать упражнения, а также потренироваться дома в одиночку перед началом занятий.
- Если в пальчиковой гимнастике встречаются сложные или незнакомые для ребенка слова, лучше их объяснить до игры, с помощью картинок или видео.
- У взрослого, проводящего разминку дома, должна быть максимально выразительная мимика.
- Если у ребенка что-то не будет получаться в начале, не волнуйтесь! Замечайте его успехи и поддерживаете его. Если малышу становится скучно, лучше прекратить упражнения и начать делать что-то другое.
- У детей до 3 лет концентрации обычно не хватает больше чем на 5-10 минут. Старайтесь уложить разминку в этот период и повторяйте её несколько раз в день дома.
- Для наиболее лучшего запоминания игр не стоит разучивать с ребенком сразу много. 2-3 игры вполне достаточно, новые необходимо добавлять по мере запоминания разминки.
- Так как правая и левая руки развиты неодинаково, особенно в раннем возрасте, следует повторять упражнения по очереди на разных руках, и лишь потом соединять движения пальцев вместе.
- При совместной пальчиковой гимнастике дома речь взрослого должна быть спокойной и неторопливой, а также эмоциональной в нужные моменты.
- Во время произношения текста игры следует делать паузы и подстраиваться под скорость ребенка. По мере взросления ребенка пальчиковая гимнастика должна становится все более сложной и с меньшим количеством слов.
Пальчиковый массаж
До того как дети смогут самостоятельно делать разминку дома, младенцам и детям до 3 лет врачи рекомендуют делать массаж пальцев. Основной его элемент – поглаживание. Его следует выполнять в спокойном темпе, соблюдать ритм, почти невесомо дотрагиваться до кожи пальцами. Видов поглаживания много, но основные – линейные или спиралевидные.
Другой часто применяемый вид массажа – растирание. Совершается оно более грубо, чем поглаживание, с применением давления на кожу ребенка.
Движения в суставах, а также различного рода вибрация (хлопки, потряхивание, и др.) относят к самым популярным массажным упражнениям. Они влияют на развитие опорно-двигательного аппарата и действуют на настроение и общий тонус ребенка.
Итак, пальчиковая гимнастика неоценима в развитии ребенка, так как она не только полезно воздействует на различные системы его организма, но и принимает колоссальное участие в развитии мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Именно такая разминка дома полезна для всех детей, а пальчиковая гимнастика для дошкольников научит их не только правильному произношению, но и коммуникации с остальными людьми в обществе. Главное не забывать поддерживать заинтересованность к играм, и малыш сам будет заниматься ими в свободное время.