Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Пальчиковая развивающая гимнастика

Многие молодые родители часто задаются вопросом – какие полезные игры и занятия буду способствовать развитию ребенка в раннем возрасте? Пальчиковая гимнастика или, как её ещё называют, пальчиковые игры, прекрасно развивает мелкую моторику, а также координацию и способность переключать внимание с одних предметов на другие. Разнообразные упражнения, которые легко запоминаются и не требуют много времени для выполнения, как нельзя лучше подходят для утренней зарядки детей. Именно поэтому врачи рекомендуют заниматься ПГ с ребенком каждый день, несмотря на капризы ребенка. Более того, учеными было проведено исследование, в ходе которого выяснилось: у детей, с которыми дома регулярно проводится пальчиковая гимнастика, почерк был гораздо лучше по сравнению с их сверстниками-одногодками.

Полезные свойства гимнастики

Как известно, игра – один из лучших путей для развития ребенка дома. Благодаря    положительным эмоциям и удовольствию, получаемом в процессе разминки, речевая деятельность ребенка и его восприятие речи происходят на более высоком уровне. Что интересно, маленькие дети часто разговаривают во время игры, даже находясь в это время одни, когда как уже более взрослые ребята предпочитают проводить время дома в тишине.

Например, в Японии открыли, что на руках есть большое количество «акупунктурных» точек. По мнению врачей, эти точки связанны через центральную нервную систему с нашими внутренними органами, а значит, воздействуя на них, можно влиять и на наше здоровье «внутри».
На Ближнем Востоке медики также нашли полезные свойства массажа кистей. Оказалось, что упражнения, связанные с большим пальцем, усиливают умственную активность мозга, указательного и среднего – положительно влияют на микрофлору кишечно-желудочного тракта, безымянного – на почки и печень, а мизинца – на сердце.

В нашей советской стране велись значительные научные исследования на эту тему. Работы признанных физиологов доказали, что движения рук и пальчиковая гимнастика сильно влияют на функции центральной нервной системы. Также ученые узнали, что каждый из пальцев руки отвечает за свою сферу влияния в коре головного мозга, а за развитием мелкой моторики следует четкая артикуляция слов.

Пальчиковая развивающая гимнастика

Пальчиковая гимнастика и тренировка пальцев рук должны стать важным занятием ребенка с самого раннего детства. Осознавая полезное воздействие каждого пальца на организм, мы должны помогать детям управлять пальцами в пространстве. В возрасте до 9 месяцев основную роль в играх должен брать на себя взрослый, а вот уже в 3-4 года ребенок способен самостоятельно показывать сложные жесты и упражнения.

Основные ступени развития пальчиковой моторики

  1. Возраст до 1 месяца. Начинает формироваться основная функция руки – хватательная. Ребенок должен крепко сжимать пальцы, которые кладет ему в ладонь взрослый.
  2. Два месяца. Может удержать предмет в руке на время до 3 секунд. Во время кормления сжимает и разжимает кулачки, в спокойном состоянии пальцы сжаты в кулак.
  3. Три месяца. Время удержания в руке различных вещей увеличивается до 10 секунд. Появляется сосательный рефлекс, ребенок начинает совершать энергичные действия руками без визуального контроля.
  4. Четыре месяца. Пальцы становятся более подвижными, меньше сжимаются в кулак. Держит предмет в руке до 20 секунд, начинает ощупывать свои руки, пытается протягивать руки к предмету и зацепиться за него.  Сами движения пальцем не скоординированы.
  5. Пять месяцев. Ребенок начинает противопоставлять большой палец другим пальцам, часто махает руками, при взятии вещи доминирует большой палец. Начинает протягивать руки к родителям, а также к близко расположенным предметам.
  6. 6-7 месяцев. Ритмично машет руками, уже может перекладывать вещи их одной руки в другую. Движения пальцев становятся все более скоординированными, закрывает глаза, когда  купается с мылом в ванне.
  7. 8-9 месяцев. Завершение формирования хватательного рефлекса, крепко держит игрушки. Начинает брать маленькие вещи несколькими пальцами, а большие – всей ладонью. Может показать расположение носа и глаз на теле человека или куклы, уже может махать предметами, находящимися у него в руке. Полностью формируется первенство одной руки над другой.
  8. 9-11 месяцев. Начинает образовываться манипуляционная деятельность, характерно взаимодействие между двумя и более предметами.
  9. В 12 месяцев. Может самостоятельно держать стакан во время питья. Несознательно копирует действия взрослых к разным объектам, переносит на предметы прежде  выученные действия и упражнения.
  10. Год и 3 месяца. Может держать столовые приборы, активно пользуется ручками и карандашами.
  11. 1-2 года. Может строить из кубиков, рисует, держит два и более предмета в руках одновременно, сознательно начинает копировать поведение взрослых.
  12. 2-3 года. Активно играет в песочнице, может дома самостоятельно открыть коробку и опрокинуть её, открывает крышки, может красить пальцем и кисточками, делает ожерелья из бусинок.
  13. 3-5 лет. Ребенок начинает заниматься оригами, завязывать кроссовки «бантиком», может узнать предмет на ощупь, не видя его.

Пальчиковая гимнастика

Как правильно учить ребенка заниматься

  1. Родители показывают пальчиковую гимнастику малышу, делая упражнение самостоятельно.
  2. Родители показывают её на пальцах и руке малыша.
  3. И ребенок, и взрослый делают её одновременно.
  4. Ребенок выполняет её с необходимой помощью взрослого.
  5. Ребенок выполняет упражнения самостоятельно.

Основные рекомендации

  1. Взрослый должен наизусть знать упражнения, а также потренироваться дома в одиночку перед началом занятий.
  2. Если в пальчиковой гимнастике встречаются сложные или незнакомые для ребенка слова, лучше их объяснить до игры, с помощью картинок или видео.
  3. У взрослого, проводящего разминку дома, должна быть максимально выразительная  мимика.
  4. Если у ребенка что-то не будет получаться в начале, не волнуйтесь! Замечайте его успехи и поддерживаете его. Если малышу становится скучно, лучше прекратить упражнения и начать делать что-то другое.
  5. У детей до 3 лет концентрации обычно не хватает больше чем на 5-10 минут. Старайтесь уложить разминку в этот период и повторяйте её несколько раз в день дома.
  6. Для наиболее лучшего запоминания игр не стоит разучивать с ребенком сразу много. 2-3 игры вполне достаточно, новые необходимо добавлять по мере запоминания разминки.
  7. Так как правая и левая руки развиты неодинаково, особенно в раннем возрасте, следует повторять упражнения по очереди на разных руках, и лишь потом соединять движения пальцев вместе.
  8. При совместной пальчиковой гимнастике дома речь взрослого должна быть спокойной и неторопливой, а также эмоциональной в нужные моменты.
  9. Во время произношения текста игры следует делать паузы и подстраиваться под скорость ребенка. По мере взросления ребенка пальчиковая гимнастика должна становится все более сложной и с меньшим количеством слов.

Пальчиковый массаж

Пальчиковый массаж

До того как дети смогут самостоятельно делать разминку дома, младенцам и детям до 3 лет врачи рекомендуют делать массаж пальцев. Основной его элемент – поглаживание. Его следует выполнять в спокойном темпе, соблюдать ритм, почти невесомо дотрагиваться до кожи пальцами. Видов поглаживания много, но основные – линейные или спиралевидные.
Другой часто применяемый вид массажа – растирание. Совершается оно более грубо, чем поглаживание, с применением давления на кожу ребенка.
Движения в суставах, а также различного рода вибрация (хлопки, потряхивание, и др.) относят к самым популярным массажным упражнениям. Они влияют на развитие опорно-двигательного аппарата и действуют на настроение и общий тонус ребенка.

Итак, пальчиковая гимнастика неоценима в развитии ребенка, так как она не только полезно воздействует на различные системы его организма, но и принимает колоссальное участие в развитии мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Именно такая разминка дома полезна для всех детей, а пальчиковая гимнастика для дошкольников научит их не только правильному произношению, но и коммуникации с остальными людьми в обществе. Главное не забывать поддерживать заинтересованность к играм, и малыш сам будет заниматься ими в свободное время.

Написать ответ


Меню