Содержание
Психологи доказали, что дети достаточно умны. Они понимают всё, о чём им говорят родители и стараются подражать им. Поэтому, решая задачу, как научить ребёнка читать, следует подавать малышу пример и самим вместе с ним действовать.
Малыш, увидев, что его мама или папа постоянно читают в обычных домашних условиях, обязательно проявит интерес к этому мероприятию. Тогда вопрос решится легко. Сегодня существуют разные методы, которые помогают родителям и их деткам быстро освоить технику чтения.
Известные методики
В школе детей обучают по методике Эльконина, предполагающей аналитико-синтетический вариант решения проблемы. Этот метод хорош для учеников, способных выполнять анализ собственных знаний. К таким относятся малыши младшего школьного возраста. Однако поскольку большинство родителей обучают своих деток читать ещё до этого, необходимо заинтересоваться и иными методиками.
Одной из таких, не менее эффективных систем обучения скорочтению является методика педагога Николая Зайцева. Этот специалист своей системой, повествующей, легко ли быстро научить ребёнка читать, для родителей предлагает организовывать малышам чтение складами, запрещая использовать слоги. Очень часто эту систему применяют в частных дошкольных учреждениях.
Такое обучение, предполагающее использование кубиков, очень нравится детям, поскольку оно довольно весёлое и подвижное. Зачинателем методики считают писателя Льва Толстого, поскольку именно этот человек рекомендовал обучать так чтению. На склады любое слово максимально удобно самостоятельно разбивается при медленном его произношении. Кубики Зайцева имеют разные размеры, цветовое оформление и звучание. Встряхивая эти изделия, можно услышать звук кусочков дерева, перекатывающейся фасоли, колокольчиков. Эта система рекомендована как для трёхлетних малышей, так и для деток постарше. Таким образом удобно обучать математике, а также иностранному языку.
Интересным и удобным вариантом быстро научить малыша чтению является система Глена Домана. Автор её считает, что не нужно думать, как научить ребёнка читать по слогам максимально правильно – следует учить малыша сразу читать слова, что более физиологично, поскольку никто из людей не оперирует в уме буквами. Процесс же мышления контролирует речь индивидуума.
Суть занятий в том, что маленьким ученикам показывают в течение нескольких мгновений карточку, на которой написано слово. Ребёнок легко запоминает графический рисунок и, естественно, слово. Авторы подобной методики рекомендуют прибегать к такому обучению с раннего возраста. Однако эта система имеет свои недостатки, которые заключатся в пассивности ребёнка, от которого не требуют никакой реакции. Он не слышит вопросов, ему лишь показывают карточку. Сам малыш должен правильно догадаться, что это такой принцип чтения. Далеко не каждому это удается сразу сделать.

Также немаловажно, что методика была настроена на английские слова, а поскольку образование слов на русском существенно отличается, она неудобна в обычных домашних условиях. В английском отсутствует понятие рода и падежей, поэтому все безграничные возможности нашего языка просто нереально описать на небольшой карточке. Однако если ребёнок сумел правильно научиться читать по методике Домана, то его ждёт в дальнейшем успех. Он быстро начнёт читать и осваивать иные науки.
Ошибки, допускаемые родителями
Не нужно заставлять детей правильно заучивать буквы, лучше – слова. Буквы малышам совершенно непонятны. Для малыша легче запоминать давно знакомое слово, нежели «таинственные» входящие в него буквы. К тому же нелегко объяснить ребёнку, что значит конкретная буква. Вот почему полезнее читать слова целиком, а не зубрить алфавит.
- Важно научить детей звукам, а не алфавиту.
- Обучение обязано приносить удовлетворение и улыбку. Нежелательно заставлять детей читать силой, поскольку можно навсегда отбить у них желание чему-то учиться.
- Не нужно спешить с обучением ребёнка чтению до 5 лет. Медицинские специалисты утверждают, что раннее старание обучить малыша способно привести к постоянным ошибкам при чтении, а также к некоторым трудностям впоследствии. Согласно статистике, только 20% детей умеют читать до 5 лет. С точки зрения психологии, к пятилетнему возрасту созревание задействованных в чтении зон мозга происходит только у каждого третьего ребёнка, а вот к шести годам этот показатель существенно увеличивается. До достижения 5 лет следует развивать у малыша мелкую моторику, пространственное, а также логическое мышление, оставив чтение на потом, когда ребёнок уже созреет.
Критерии, определяющие готовность ребёнка к чтению
Ребёнок действительно готов, когда:
- он говорит правильно целыми предложениями,
- легко распознаёт имеющиеся в словах текста звуки,
- полностью отсутствуют нарушение ритма речи и её мелодики,
- он отлично ориентируется в окружающем пространстве, иными словами, правильно различает, где сейчас низ, верх, правая сторона и левая.
Начинать проводить занятия следует систематически и постепенно. Начинать рекомендуется с трёх минут ежедневно. Каждый день необходимо увеличивать время на занятия по 2 минуты. Обязательно давайте малышу выходные. Следите за тем, чтобы у него было всегда хорошее настроение, ведь успех мероприятия возможен только при эмоционально-привлекательном настрое.
Не нужно искать информацию, как научить ребёнка слогам правильно, лишь потому, что родители считают это дело престижным. Оптимально, когда малыш сам проявит инициативу – тогда гарантирован значительно больший успех не только в чтении, но и в изучении разных наук: физики, языков, астрономии, химии.
Не стоит думать, что соседский мальчик в 2 года уже умеет читать, а значит, он умнее вашего малыша. У всех детей развиты чувства по-разному. Кому-то это мероприятие под силу в 3 года, другому – в 6 лет. Главной задачей родителей является заинтересовать ребёнка к такому увлекательному делу, как чтение интересных книг – сказок, рассказов. Для детей важна правильная подача материала, чтобы у них возникло желание к чтению, которое можно усилить с помощью развивающих игр.
Обучение бабушкиными методами
Многие родители до сих пор пользуются методиками наших бабушек, которые нацеливают на обучение с помощью подручных средств. Можно нарисовать на картоне буквы, разрезать их напополам и дать ребёнку, чтобы он сложил буквенные пазлы. Так у него пройдет знакомство с буквами. Когда это задание малыш освоит, можно ему предложить более сложную задачу. Карточку разрезать уже на 4 части.
Взять карточки со словами. На картоне с помощью толстого красного маркера (для привлечения внимания) написать большие буквы. В день показывать ребёнку на пару секунд и читать 5 слов, не объясняя ничего, не требуя повторения. Достаточно показать текст и произнести: «Здесь написано “стол”». Непременно требуется хвалить детей за внимание, больше их целовать, поскольку физический контакт – самый важный. Спустя полчаса показать следующее слово.
Рекомендуется ежедневно прибавлять пару новых слов. Когда детям становятся знакомыми 15 терминов, их необходимо заменить новыми. Требуется учить читать, начиная с самых известных и простых для ребёнка слов. Закончить мероприятие в дальнейшем словосочетаниями, а также целыми предложениями.
Также можно вырезать буквы из ткани и собирать вместе слова с ребёнком. Многим детям нравятся аппликации – используйте это в целях обучения. Совсем не обязательно делать это посредством бумаги, попробуйте поэкспериментировать, используя кусочки ткани, можно даже пуговицы, ракушки либо высушенные бобовые.
Показывая каждое слово, желательно сопровождать его соответствующими действиями. Малышу понравится повторять за мамой. Если собрали самолёт, то, показывая слово «лететь», пуститесь с малышом быстро по квартире в условный полёт. После можно приступать к следующему слову. Так вы научите ребёнка читать отдельные слова.
Заключение
Основное правило, придерживаться которого необходимо неукоснительно – не насиловать малютку, требуя от него то, что ему сейчас неинтересно. Дожидайтесь моментов, когда психика малыша целиком настроится на процедуру – тогда занятия будут проходить плодотворно, и результат не замедлит проявиться.