Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Управление коммерческими рисками

Если компания предполагает добиться серьезных успехов в бизнесе, ее стратегия должна быть основана на крепком фундаменте системы собственного риск-менеджмента. Готовность организации к коммерческим рискам показывает осознанную направленность на оперативное принятие неординарных решений и улучшение эффективности. В современном бизнесе эта система является приоритетным направлением для высшего менеджмента.

Риски в управлении присутствуют всегда. Чтобы их избежать или принять меры, компании используют знания и опыт риск-менеджеров, или создают специальные внутренние программы.

Современное управление рисками

Для сокращения убытков разрабатывается специальная программа, регламентирующая порядок действий. Грамотное управление рисками подразумевает управляемые процессы по определению предполагаемых рисков, их подробному анализу, оперативному принятию решений. При этом должна решаться задача на увеличение положительных и желательных последствий и уменьшение негативных. Обычно её решение предусматривает комплексные меры:

  • Определение опасностей, актуальных для компании.
  • Постановка конкретных целей.
  • Детальная классификация.
  • Определение этапов работы по управлению.
  • Формирование общих подходов для принятия решений.

Иногда управленцы считают риск-менеджментом всевозможные стандарты качества продукции, лояльность персонала, охрану труда или менеджмент в экологии. Но важнее понимать допустимый порог убыточности. Актуальные принципы управления рисками заключаются в следующем:

  1. Действенное управление рисками должно быть системным и вписываться в общий менеджмент. Только соответствие институциональным особенностям и стратегическому развитию бизнеса даст положительный результат.
  2. Регулировать основы управления рисками должны высококвалифицированные специалисты в этой области. Принятие решений требует понимания системы управления и характера деятельности.
  3. Важно понимать, как могут повлиять внутренние или внешние обстоятельства на результат. Приветствуются мероприятия, которые соответствуют условиям управления и возможностям предприятия.
  4. Должен быть выработан единый порядок для всех видов рисков. Они должны управляться одновременно и комплексно.
  5. Принцип непрерывности принятия решений. Успешное управление рисками – не разовая процедура внесения изменений, а длительный и постоянный процесс, снижающий возможное влияние рисков.

Современное управление рисками

Финансовые риски

Обязательным условием является процедура одобрения антикризисной политики руководством или акционерами компании. Основной целью является четкая направленность на увеличение эффективности и рост доходов с одновременным сокращением расходов и исключением потерь.

  • Кредитные. Могут принести значительные потери при отказе либо неспособности контрагента частично или полностью выполнять свои обязательства по кредитам. Для принятия решений о согласовании сделки определяется допустимый уровень возможных потерь. Если предполагается нарушение этого лимита, то сделка должна быть отклонена.

Этот вариант регулирует уровень опасности по всем сделкам организации. Мировая практика предполагает потери на одного клиента не выше 25% от показателя себестоимости капитала. Но каждое предприятие самостоятельно устанавливает приемлемую цену. При наличии потока клиентов рекомендуется разработка специального порядка действий для регулирования стоимости одной сделки.

  • Рыночные. В большей мере они сказываются на волатильных активах. Ценные бумаги, финансы или товары значительно зависят от колебания стоимости на фондовых рынках. Потери возникают при возникновении конъюнктурного несоответствия. В этом случае управление рисками происходит через систему установленных лимитов.

Еще, формируя валютный или инвестиционный портфель, финансисты должны учитывать вероятность потерь, настаивать на принятии мер по установлению максимально допустимых лимитов. Например, может учитываться размер одной сделки при реализации или приобретению продукции. Другой вариант лимитов – на всю сумму портфеля инвестиций компании. Или же на размер валютной части активов, которая сможет уменьшить потери в случае падения курса одной из валют.

  • Ликвидные. Часто причиной является непрофессиональное распоряжение финансами компании или недостаточное внимание к дебиторской и кредиторской задолженности. Это грозит убытками по причине недостаточности средств для исполнения обязательств. В качестве решений предлагается анализ всех планируемых финансовых движений. Вносятся изменения в планы выплат и поступлений. Выявленные несоответствия учитываются при корректировке бюджета.

Человеческий фактор

Капитал должен использоваться разумно и выводить предприятие на максимальный доход. Основными задачами должны стать прирост устойчивости и уменьшение частичной или полной потери стоимости бизнеса.

Финансовые риски

  • Операционные. Этот вид возникает по причине сбоев программного или технического оборудования. Также причиной могут стать ошибочные действия сотрудников предприятия. В любой компании присутствует возможность возникновения операционных нарушений. Все сотрудники должны знать порядок действий для оперативного восстановления деятельности.

Изношенность техники или отсутствие сервисной службы могут привести к остановке производства. Как правило, этим занимаются другие организации. Риск-менеджер должен целенаправленно принимать меры и активно работать с руководителями этих служб для исключения подобных ситуаций.

  • Юридические. Причиной может стать несоответствие документов, регламентирующих деятельность компании требованиям законам или нормам государства. Это возможно при внесении изменений в законы или налоговую систему, принятие новых постановлений. Для предотвращения потерь вследствие такого положения следует проводить регулярную юридическую проверку деятельности всего предприятия и отдельных бизнес-процессов. При наличии однотипных операций принимаются решения о принятии в работу типовых образцов документов. Разрабатываются они юридической службой предприятия.

Все решения принимаются людьми. И не исключаются эмоциональные, личностные или другие факторы. При этом рациональнее пользоваться общепринятыми правилами риск-менеджмента. Нельзя, чтобы предполагаемые расходы превышали собственный капитал, не стоит жертвовать многим из-за малого, всегда нужно думать о последствиях, при наличии сомнений отказываться от сделки, помнить об альтернативах.

Методы

Существует несколько методов уклонения от потерь. Каждое предприятие адаптирует их в зависимости от своей отрасли, технического оснащения или способа ведения хозяйственной деятельности. Методы уклонения подразделяются на 4 типа:

  1. Отказ от сомнительных в части эффективности и гарантий выполнения инвестиционных проектов, договоров, неблагонадежных партнеров.
  2. Отказ от проектов, участие в которых вызывает сомнение.
  3. Страхование.
  4. Гаранты. Данный метод предполагает перенесение ответственности на третье лицо. Обычно гарантом становятся фонды, госорганы, другие предприятия.

Уменьшению может способствовать выявление самого экономически слабого направления или этапа производства. В целях их контроля используют методы локализации. К ним относят:

  1. Рисковая часть локализуется в дочернем предприятии.
  2. Проекты, подверженные особой опасности, выполняет отделение, имеющее свой баланс.
  3. Заключается договор о сотрудничестве в рамках сомнительного проекта.

Для разделения общей ответственности применяют методы диверсификации. Они снижают финансовые опасности для компании и помогают контролировать этапы прохождения большого проекта. Суть в распределении глобальной общей ответственности:

  1. Ответственность делится между всеми участниками проекта.
  2. Диверсификации подлежат и участки, и виды деятельности организации.
  3. Диверсификация поставок и сбыта на разных рынках. Возможные убытки на одних площадках нивелируются за счет успехов на других.
  4. Инвестиционная диверсификация позволяет уменьшить риск за счет дробления одного ресурсоемкого проекта на несколько мелких. Они не требуют большого привлечения инвестиций.
  5. Разделение по этапам работы. Улучшается фиксация результатов, упрощается контроль и внесение корректировок.

Наиболее трудоемкими считаются методы компенсации рисков. Для них требуется аналитика, увеличиваются трудозатраты. Но эти методы помогают создать механизмы и системы для своевременного предотвращения убытков. Среди самых эффективных – антикризисная стратегия, прогнозирование и оценка, создание собственных резервных фондов (такое резервирование напоминает страхование), регулярный мониторинг правовой сферы, инструктаж и обучение персонала.

Написать ответ


Меню