Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Принятие организацией управленческих решений: как наладить процесс

Не в каждой организации процесс принятия управленческих решений отлажен. Это ведёт к сбоям в работе. Принятие ошибочных решений вызывает дополнительные расходы и уменьшает экономическую эффективность организации. Между тем, вызовы внешней среды обостряют проблемы конкурентоспособности компаний. Если несвоевременно реагировать на них, организация может быть ликвидирована. Поэтому важно правильно настроить систему принятия решений

Управленческие решения и их виды

Необходимо учитывать, что специфика отрасли может влиять на то, как будет осуществляться руководство компанией. Под управленческим решением принято понимать процесс выбора действия, которое приведёт к выполнению существующей задачи. Также распоряжения могут быть направлены на устранение проблемы.

Процесс принятия решений в организации – основа управленческой деятельности. На их результатах базируется вся система менеджмента компании.

В зависимости от того, как проходит процедура выбора управленческой альтернативы, выделяют следующие виды решений:

  • Интуитивные. Руководителю приходится брать на себя всю ответственность за последствия, т. к. для создания распоряжения нет серьёзной аналитики. В итоге начальником используется собственный опыт и знания о соответствующей области.
  • Рациональные. Это наиболее выверенные и выстроенные меры, для принятия которых необходимо представить качественное обоснование.
  • Основанные на суждениях. В этом случае предыдущий опыт деятельности участников центра принятия решений, информация, которой они владеют, позволяет им судить о том, какой вариант действий предпринять.

Классифицировать управленческие решения можно и в зависимости от характеристик лица, которое его принимает:

  • рискованные;
  • осторожные;
  • импульсивные, когда создание новых идей не носит постоянного характера, подвержено эмоциональному состоянию;
  • уравновешенные, которые отражают способность руководителя анализировать ситуацию, смотреть на неё со стороны, прибегать к помощи других, чтобы сделать выбор.

Меры также могут носить также запрограммированный и незапрограммированный характер, относиться к стратегическому или оперативному управлению.

успешный руководитель

Характеристики альтернатив

Чтобы выбрать наиболее рациональный вариант из тех, что возможны в конкретной ситуации для разрешения проблемы, необходимо учитывать определённые черты процедуры.

Особенность управленческих решений заключается в следующем:

  • наличие конкретной цели, ведь принятие управленческих решений всегда связано с определённой проблематикой;
  • реализация тесно связана с системой менеджмента организации и с мотивацией персонала;
  • выбор варианта является следствием мыслительно-психологической деятельности, поэтому многие решения субъективны и зависят от компетентности сотрудников;
  • чаще всего мнение имеет документальное подтверждение (приказ, акт, протокол и т. д.);
  • имеются временные ограничения, не уложившись в которые в принципе теряется смысл принятия каких-либо действий.

Этапы процесса создания альтернатив

Принятие решений в организации – это достаточно сложный в реализации процесс. Каждый из этапов, который можно выделить в ходе выбора управленческих альтернатив, требует особого внимания. Нельзя обозначить те, что являются более важными или незначительными. Ведь плохое исполнение любого из них приведёт к тому, что решение будет неэффективным или не выработано вовсе.  Среди этапов выделяют:

  • Поиск информации, с которого начинается любой управленческий процесс. Собранные данные позволят раскрыть ситуацию, требующую решения. Этот этап заключается в диагностике проблемы. Иногда организации вводят конкретные показатели, значительные колебания которых сигнализируют о том, что необходимо вмешаться.
  • Постановка целей и их конкретизация. Особенность этого этапа заключается в том, что разработанные цели необходимо проверить на соответствие технологии smart. Они должны быть конкретны и понятны для любого сотрудника, которому в дальнейшем транслируются для исполнения.
  • Формулирование критериев, которым должно отвечать будущее решение.
  • Выявление всех возможных альтернатив, в дальнейшем проверяемых на состоятельность.
  • Оценка созданных альтернатив заключается в определении их соответствия выдвинутым критериям, а также преимуществ и недостатков каждой из них. При прочих равных условиях это позволяет понять, чего не хватает для принятия конкретного решения.
  • Выбор альтернативы, который может осуществляться разными методами.
  • Исполнение принятого решения и контроль его реализации.

Для того чтобы понять, было ли принятие управленческих решений в организации эффективным, нужно заранее продумать механизмы контроля и показатели, которые будут свидетельствовать о том, что результат не достигнут.

Требования к альтернативам

Независимо от того, какого рода система управления существует в организации, любое предпринимаемое действие должно соответствовать определённым требованиям. Это позволяет уйти от выбора некорректных мер или осуществления бесплодных преобразований.

Главное – управленческое решение должно быть своевременным. Несоблюдение этого условия делает бесполезными любые другие действия. Поэтому система принятия решений основывается также на временных ориентирах. К другим требованиям относят:

  • Конкретность, если не проверять альтернативы по этому критерию, то начинается путаница в действиях, которые позволяют устранить проблемы.
  • Указываемая ответственность. Если руководителю или сотруднику не определить уровень ответственности, он будет склонен меньше анализировать ситуацию. Понимание того, что есть система наказаний или поощрений, позволяет повысить качество предпринимаемых действий.
  • Обоснованность. Нужно стремиться, чтобы сотрудники собирали как можно больше информации, на которой основываются их действия. Это приведёт к снижению количества интуитивных вариантов, в результате чего система управления становится более эффективной.
  • Единство распоряжения. В процессе поиска решения проблемы нужно понимать, кто является основным центром распоряжений. Его отсутствие может привести к тому, что система управления разрушит сама себя. Ведь сотрудники будут получать разные вводные, принимать решения, которые могут противоречить друг другу.

система руководства

Своеобразное искусство принятия решений заключается в том, чтобы, не запоминая требования, реализовывать процесс в строгом соответствии с ними.

Уровни принятия решений

Время, которое отводится на то, чтобы разработать метод устранения проблемы, во многом зависит от стандартности исходных условий, а также от уровня менеджмента. Принято выделять такие варианты:

  • Рутинный. На данном уровне все проблемы имеют однотипный характер, поэтому во многом приходится действовать по аналогии. Например, если в организации появляется новый сотрудник, ему требуется создать свой корпоративный электронный почтовый ящик. Специалисты IT­-отдела достаточно быстро устраняют этот вопрос.
  • Селективный, когда менеджеру требуется из возможных вариантов самостоятельно достаточно быстро определить лучшее действие. Например, если клиент не доволен покупкой, сотрудник магазина может предложить вернуть деньги, отдать в ремонт товар, обменять на такой же или на другую модель.
  • Адаптационный. Этот уровень предполагает, что будет разрабатываться новая мера, которую иногда следует согласовать с вышестоящим руководством. Если система менеджмента позволяет, то руководителю разрешено взять всю ответственность на себя и реализовать выбранную альтернативу.
  • Инновационный. Представляет собой принятие решений в менеджменте, которые носят прогрессивный характер. Подобная система способна даже изменить организацию изнутри. Для принятия подобных мер нужно тщательно изучить информацию из разных источников, т. к. степень риска очень высока.

В зависимости от уровня решений отличается и вероятность того, что оно может быть принято одним человеком. Чем выше позиция, тем больше лиц участвует в согласовании альтернатив.

Как повысить качество процесса?

Любая система управления может стать ещё более эффективной, если совершенствовать процесс разработки решений. Условия, которые позволяют это сделать, могут быть сведены к следующему:

  • максимальная автоматизация процессов, позволяющая уйти от субъективности сотрудников и ускорить выбор;
  • отслеживание правовой обоснованности выбранных мер;
  • создание достаточно большого перечня управленческих альтернатив;
  • повышение качества информации, увеличение её объёма;
  • создание центра принятия решений, уход от единоличных вариантов;
  • построение дорожной карты, дерева целей и использование других инструментов, позволяющих визуализировать взаимосвязь между действиями и их последствиями;
  • содержание и стадии процесса принятия управленческих решений должны соответствовать научным подходам и последним данным исследований в конкретной сфере.

Чтобы система принятий решений, касающихся управления организаций, заработала эффективно, необходимо постоянно совершенствоваться и сотрудникам, и руководителям. Это позволяет всем говорить на одном языке в процессе обсуждения проблемы.

Каким бы подходом не пользовалась организация, нужно понимать, что процесс принятия решений невозможен без создания своей системы. Её следует обновлять и совершенствовать в соответствии с требованиями рынка и условия развития отрасли.

Меню