Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Искусство управлять сотрудниками: мотивация для успеха бизнеса

Каждый хороший руководитель понимает, что коллектив его сотрудников нуждается не только в указаниях, инструкциях и ежемесячной получке. Современные свободные и образованные люди хотят систематического повышения и будут эффективно работать там, где им действительно нравится, где их деятельность приносит и пользу, и моральное удовлетворение.

Развитие науки управления обусловило способы мотивации персонала, понимание которых позволит создать из подчинённых сильную и сплочённую команду, где все вместе и каждый по отдельности будут приносить существенную пользу своей организации.

Как работает мотивация?

Социолог Фредерик Херцберг, проводя исследование эффективности работы сотрудников на одном из заводов, пришёл к интересному заключению: персонал стал выполнять качественнее свои обязанности не столько из-за улучшения освещения рабочих мест, сколько из-за внимательного отношения к себе. Именно это положило начало серьёзному научному открытию, связанному с мотивацией подчинённых руководством.

Херцберг считает, что можно разделить факторы, влияющие на работников, на две группы.

  • Гигиенические. Они связаны с выполнением обязательств перед сотрудниками руководством компании (заработная плата, комфортные условия труда, выходные дни и отпуска, предписанные законом). Обычно люди воспринимают их как данность, не имеют привычки радоваться таким вещам, но, например, при задержке зарплаты, негодуют.
  • Мотивационные. Это факторы неожиданные и приятные, например, премия за успешно сданный проект или отгул, связанный с тем, что работник приложил свой труд к заключению важного контракта.

Однако мотивационные факторы имеют свойство со временем переходит в гигиенические, особенно, если какое-то поощрение начинает происходить регулярно. Именно на этом основан феномен, свойственный для сотрудников корпораций, где материальные поощрения – регулярное и обыденное дело. Сначала все радуются повышению вознаграждения за успешный проект, потом ждут такого же и дальше. Если руководство перестанет материально мотивировать подчинённых премиями и бонусами, они будут разочарованы, и продуктивность труда снизится.

руководитель в коллективе

Поэтому глава организации должен владеть различными методами, подталкивающими к повышению качества работы, уметь их сочетать и применять в нужных ситуациях. Только в этом случае коллектив станет командой, которая делает общее дело и идёт к важной цели.

Какой бывает мотивация?

Мотивационные методы обычно подразделяют на материальные и нематериальные. Думающий руководитель понимает, что далеко не все вопросы можно решить с помощью денег. Поэтому он станет использовать и те, и другие методы, стремясь, чтобы подчинённые трудились эффективно, а компания продолжала развитие. Важным моментом является и то, что материальное поощрение воздействует обычно на одного сотрудника, а нематериальные инструменты – на коллектив в целом. А для достижения общей цели работникам нужно единство.

Инструменты мотивации

Нельзя сказать, что какой-то вид мотивации важен, а какой-то – нет. Именно в сочетании и серьёзном отношении руководителя к этой сфере своей работы таится успех компании.

Как можно мотивировать работников?

  • Бонусами и премиями. Самый распространённый и действенный способ. Однако, чтобы он не стал обыденностью, которой ждут, регулярно получают и при этом не желают улучшать свои показатели, премия должна быть приурочена к конкретному событию (конец года, сдача отчётов, выполнение заказа, заключение контракта). Желательно, чтобы руководство объяснило, в каком случае каким будет размер вознаграждения. Например, при выполнении плана на 80% сумма такая-то, а при 100%-ном успехе она удваивается.
  • Скидки или выгодные контракты со сторонними фирмами на услуги для сотрудников, льготный абонемент в тренажёрный зал или в бассейн, возможность в определённый день посетить кинотеатр семьёй по льготному билету или возможность приобрести фермерские продукты раз в неделю с выгодой – всё это говорит подчинённым о том, что руководитель думает и заботится о них. Однако нужно помнить о том, что через некоторое время такие моменты начинают восприниматься как должное и перестают мотивировать.
  • Компенсации. К этому виду мотивации относятся такие вещи, как возмещение трат на мобильную связь, бензин, техобслуживание автомобиля, проезд на общественном транспорте. Уважающие себя компании добавят к этому медицинскую страховку, иногда есть возможность дать работнику путёвку на море. Однако мотивацией может послужить элементарный чайник, холодильник, микроволновка или удобный диван в кабинете – важные моменты, который могут повысить работоспособность подчинённых.

успешный сотрудник

  • Персональная устная похвала. Каждому человеку важно знать, что он востребован, его ценят. Поэтому руководитель не долен пренебрегать этим инструментом. Похвала может быть и индивидуальной, но лучше сделать это публично, так как отличившийся в глазах коллектива сотрудник обязательно захочет стремиться к большему, продолжать своё профессиональное развитие и идти дальше.
  • Письменная похвала – диплом, благодарность, грамота. Такая мотивация более долгосрочна, она остаётся в портфолио работника на годы, служит ему поддержкой в трудные моменты. Вручать такой документ нужно обязательно публично, встав из-за стола, пожать руку сотруднику и поблагодарить за труд. Хорошим жестом будет грамотно зачитать бумагу, чтобы все услышали, за что именно она дана.
  • Памятный подарок. Многие успешные руководители пользуются этим инструментом мотивации. Вручаемый предмет совсем не обязательно должен быть дорогим, главное, чтобы сотрудник почувствовал неравнодушное к себе отношение.
  • Нетрадиционный подход к мотивации. Если вы видите, что кто-то из подчинённых работает плодотворно, но его характер не располагает к стандартным методам поощрения, хорошим шагом будет, например, закупка особых материалов или оборудования, которое пригодится ему в работе. Такой подход можно применять к трудоголикам, которые «живут» работой.
  • Личный контакт. Какой бы большой и солидной ни была ваша корпорация, стоит предоставить возможность разговора с руководством всем подчинённым, даже тем, кто стоит на нижней ступени. Директора, который не «чинится», не скрывается постоянно за спинами охраны и секретарей, может по-человечески поговорить с работником, уважают гораздо больше.

А как мотивировать коллектив?

Чтобы подчинённые были единой, слаженной командой, нужно повышать их сплочённость. Для этого используются специальные мотивационные инструменты.

  • Корпоративные мероприятия. Некоторым руководителям кажется, что развитие компании может происходить и без общих праздников. Это большое заблуждение. Собирая подчинённых по неформальному поводу, можно быть уверенным, что они станут более близко и дружественно общаться, причём, и на рабочие темы. А тогда и общее дело пойдёт другими темпами. Корпоративные мероприятия – это не только Новый Год в кафе и 8-е Марта с шампанским в офисе. Экскурсии и походы, пикники, театральная премьера вместе сплотят сотрудников.
  • Корпоративное обучение. Это очень мощный стимул для думающих и желающих сделать карьеру работников. Профессиональное развитие должно происходить постоянно, тогда и качество труда улучшается. Карьерный рост тоже во многом зависит от того, как часто повышает свою квалификацию сотрудник. Полученные знания подталкивают к тому, чтобы применить их на практике. И, конечно, можно сказать с уверенностью, что руководству не нужно экономить на обучении собственного персонала – это вклад в развитие компании.
  • Корпоративные тренинги. Тим-билдинг. Методы объединения сотрудников в настоящую команду, пришедшие к нам с Запада – это то, чем пренебрегать не стоит. Люди под вашим началом очень разные, и далеко не всегда можно заставить их работать сообща. Тим-билдинг – буквально «строительство команды» – позволяет снять психологические барьеры, сблизиться друг с другом именно в процессе общего дела. Развитие своего коллектива – хорошая инвестиция в его успех.

Настоящий руководитель понимает, что под его началом трудятся не рабы, а свободные, образованные и думающие люди, которые уважают себя и хотят выполнять работу качественно. Осознание того, что нужно сотруднику, умение заинтересовать результатами деятельности, раскрыть перед ним цель работы и удачно смотивировать на дальнейшее развитие – вот задачи, которые стоят перед любым начальством.

Написать ответ

Меню