Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Как реагировать на конструктивную и деструктивную критику в свой адрес?

Люди, как правило, болезненно реагируют на критику, считая её оскорбительной и унижающей достоинство формой общения. А между тем оценочные суждения, в том числе и негативные, помогают взглянуть на себя глазами окружающих, а значит, объективнее относится к своему внешнему виду, внутреннему содержанию, поведению, достижениям. Так как правильно реагировать на критику? И в каких случаях она полезна, а когда вредна?

Формы и виды

Критикой называют оценочные суждения, целью которых является выявление противоречий и ошибок в деятельности, а также выражение личного отношения. По форме она бывает прямой и косвенной, короткой и развёрнутой, скрытой и открытой, разгромной и поддерживающей. Критика может звучать как аналогия, надежда, озабоченность, похвала, сожаление, сопереживание или упрёк. Иногда она принимает форму вызова, замечания, иронии, намёка, предупреждения, смягчения или укоризны. Оценочные суждения могут преподноситься в виде обиды, окрика, опасения, покровительства, совета, требования или угрозы.

Согласно британскому психотерапевту и коучу Марку Макгиннессу, существует четыре вида критики:

  • Деструктивная оценка – мнение, выраженное в неправильной форме и/или некомпетентным лицом.
  • Конструктивное суждение – позитивный или негативный, но обязательно полезный для критикуемого человека отзыв о его работе или достижениях.
  • Личные выпады – оскорбительные замечания в чей-то адрес, произнесённые по невежеству, предубеждению или со злым умыслом.
  • Обратная связь – обсуждение показателей работы, направленное на повышение осознанности и улучшение результатов.

Как распознать, какая критика – конструктивная или деструктивная? Сделать это несложно. В первом случае критик настаивает на том, что выражает свои субъективные суждения. Он намеренно детализирует оценочные фразы, приводя примеры, поясняя, какими критериями он пользовался. Такой критик акцентирует внимание на существенных аспектах деятельности критикуемого. Он допускает возможность альтернативной точки зрения.

Деструктивная критика, как правило, необъективна, голословна и туманна. Её признаками служат: чёрно-белые суждения, общие формулировки, отсутствие конкретных примеров, использование неуместных критериев. Критикан считает себя носителем истины в последней инстанции. Он придирается к мелочам, агрессивен, груб, неуважителен по отношению к оппоненту.

отказ слушать критику

Способы реагирования

Как реагировать на критику, зависит от её формы. Прозвучавшая негативная, но справедливая оценка – повод серьёзно задуматься над своими просчётами и попытаться их устранить. Воспринимать конструктивную критику следует спокойно и благодарно. Более того, коллег, способных по существу анализировать вашу деятельность и уважительно выражать свои мысли, следует придерживаться и морально поощрять, ведь они играют роль своеобразного зеркала.

Когда конструктивная критика исходит от начальника, также не стоит впадать в депрессию и отчаяние. Вряд ли опытный руководитель тратил бы время и силы на анализ деятельности бесполезного подчинённого: проще было бы перепоручить выполнение задания кому-то другому. Если же начальник спокойно и подробно указывает на ошибки, он видит в работнике потенциал, способность самостоятельно устранять огрехи. В таком случае критику следует воспринимать как проявление высокого доверия, которое нужно оправдать.

Как адекватно реагировать на деструктивные суждения в свой адрес? Если высказанные замечания прозвучали малопонятно, можно задать конкретизирующие вопросы. Это даст возможность снизить градус напряжения и перевести разговор в мирное русло. Кроме того, детализация претензий позволяет составить представление о степени осведомлённости критика. Если замечания делает некомпетентное лицо, обсуждать что-либо вообще бессмысленно.

К личным нападкам следует относиться равнодушно. Если критика сопровождается оскорблениями, её можно проигнорировать или высмеять, а вот уподобляться обидчику, отвечая на грубость грубостью, не стоит. Дела обстоят хуже, когда агрессия исходит от начальника. В таком случае стоит честно ответить себе на вопрос: сможете ли вы спокойно трудиться под руководством самодура?

Восемь правил, помогающих реагировать правильно

Адекватно реагировать на критику в свой адрес работнику мешают эмоции – раздражение, обида и гнев. Подобные чувства – плохие советчики, делающие человека уязвимым, а подчас и смешным. Чтобы в пылу гнева не наговорить лишнего, можно мысленно сосчитать до десяти или сделать пару глубоких вдохов-выдохов животом. Вернуть душевное равновесие помогает также воображение. Достаточно представить собеседника-обидчика в разноцветном парике и с клоунским носом, как всякое желание реагировать на него злобно пропадёт.

Воспринимать критику на работе адекватно помогут и следующие восемь правил:

  1. Чтобы понять, насколько объективны суждения, стоит задуматься о мотивах, побуждающих этого человека критиковать.
  2. Чтобы достойно ответить критику, надо вначале внимательно выслушать оппонента, не перебивая и не придумывая что-то от себя.
  3. Успех приходит к тому, кто не спорит с чужим впечатлением, а прислушивается к нему.
  4. Полемизируя, говорить нужно спокойно, обоснованно, максимально лаконично, без личных выпадов.
  5. Отвечая критику, не нужно извиняться, оправдываться, разговаривать в духе «сам ничего не понимаешь».
  6. Необходимо избавиться от убеждения, что всё должно получаться с первого раза. Именно перфекционисты болезненнее всех воспринимают критику.
  7. Не надо ввязываться в бессмысленные споры.
  8. Критику следует воспринимать как шанс стать лучше.

В большинстве случаев людей делают несчастными не слова, сказанные кем-то, а проснувшееся под их влиянием самоедство. Самый суровый и невыносимый критик сидит в голове. Это он связывает по рукам неуверенностью и зацикленностью на провалах. Как бороться со своей критикой? Лучшее, что можно сделать, – перестать погружаться в глупые размышления. Отвлечься от негативных мыслей поможет прогулка. На работе можно сосредоточиться на каком-то другом, захватывающем, виде деятельности. Чтобы подбодрить своё Я и свой настрой стоит вспомнить о личных достижениях, тех хвалебных словах, которые когда-либо говорили коллеги.

критика на работе

Чем обратная связь продуктивнее обычной критики?

В деловых коммуникациях общепринятая критика не всегда эффективна, так как она не подразумевает полноценного информационного обмена между сторонами. Адекватно общаться с коллегами или подчинёнными позволяет обратная связь. В данном случае руководитель, формулируя послание работнику, говорит от первого лица и по конкретной ситуации. Он избегает обобщений и огульных обвинений, предлагает возможные пути решения. Его задача «достучаться» до человека, понять, согласен он или нет. Таким образом, метод обратной связи, в отличие от критики, не вызывает у сотрудника дискомфорт, внутреннее сопротивление.

Как работнику адекватно реагировать на критические замечания такого рода? Во время разговора следует поддерживать зрительный контакт с шефом. Своё понимание услышанного можно периодически показывать лёгкими согласительными кивками. Заинтересованность на протяжении речи нужно демонстрировать словами «да», «понял», «сделаю». В конце желательно задать конкретизирующие вопросы, уточнить сроки внесения корректив.

Зачем нужна обратная связь?

  • Она позволяет наладить двусторонний контакт между руководителем и подчинённым.
  • Она помогает без обид воспринимать конструктивную критику, звучащую в свой адрес.
  • Она улучшает обмен информацией, способствует учению, личностно-коммуникативному росту.
  • Она развивает открытость, адаптивность, гибкость, эмпатию, толерантность.
  • Она укрепляет командный дух, формирует здоровую атмосферу в коллективе.

Впрочем, обратная связь – хоть и лучшая, но всё-таки несовершенная форма критики. Одна из самых распространённых ошибок во время делового общения заключается в том, что собеседник приписывает свои мысли и чувства другим. Отсюда возникает недосказанность, ведущая к недопониманию и конфликтным ситуациям. Другая крайность – когда руководитель, чтобы его лучше поняли, многократно объясняет одно и то же. В этом случае слушателю лучше не молчать из вежливости, а сказать: «Спасибо. Мне всё ясно».

Написать ответ


Меню