Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Как научить ребёнка делать домашнее задание самому

Школа – новый и очень ответственный этап в жизни ребёнка и родителей. Иногда оценкам уделяется внимания даже больше, чем полученным знаниям. Родители забывают о том, что  главная задача школы – не только дать знания, но и научить их правильно применять, находить важную информацию в разных источниках, отделять ее от второстепенной. И главное – научить делать это самостоятельно.

Каким образом воспитать эту самостоятельность в ученике, как научить его делать домашние задания самому, расскажет «ЛегкоПолезно».

Начальная школа

Для первоклассника в школе всё в новинку. Особенно если он непоседа и легко отвлекается на всё подряд. Первая учительница, соседка по парте, новый гаджет, подаренный к Дню знаний – буквально всё отвлекает от мыслей об уроках. Как ни крути, а в первые два-три года школы ребёнок требует контроля. Просто потому что детский мозг склонен моментально переключаться со скучного (то есть занятий) на интересное.

Однако уже с первого класса можно предоставлять малышу поле для самостоятельной деятельности – в разумных пределах и не в ущерб учебному процессу. Например, в первые полгода школы чтение и решение математических задачек нужно контролировать. А работу в прописях уже можно полностью доверить ученику.Мама и сын делают уроки

Во втором полугодии первоклассник уже может пробовать решать примеры и задачи самостоятельно – для начала в черновике, переписывая в чистовик после проверки родителями. Главные методы приучения к самостоятельности в период начальной школы не связаны с выполнением уроков напрямую:

  • игры на концентрацию памяти и внимание (шашки, шахматы, города, «запоминалки»);
  • разработка системы поощрений за любые самостоятельные действия, даже не связанные с учебой (уборка игрушек, вынос мусора без напоминаний должны вознаграждаться походами в цирк, в кино и прочими «приятностями»);
  • установка приоритетов – ребёнок должен понимать, что прежде всего он должен выучить уроки, а затем может заниматься любимыми делами;
  • предоставление школьнику выбора в некоторых моментах, связанных с «домашкой» (решить, что учить в первую очередь, собрать в парке материал для поделки, красиво заполнить дневник и т.д.)

Постепенно, примерно к третьему классу, вы поймёте, насколько можно ослабить контроль, какие дисциплины ваш ученик может изучать «почти самостоятельно».

Средняя и старшая ступень

Это время подросткового возраста, когда любой контроль со стороны родителей взрослеющим человеком воспринимается в штыки. «Домашка» зачастую выполняется очень быстро и небрежно, а то и вовсе на ходу, во время перемены.Подросток не хочет делать уроки

Другая крайность – полное отсутствие самостоятельности в выполнении уроков. Нередки случаи, когда с учеником 7-8 класса родители учат уроки за одним столом: ищут материалы для рефератов и докладов в интернете, выполняют задания в контурных картах, составляют схемы электрических цепей и тому подобное.

Да, ученик при этом может иметь отличные оценки. Беда в том, что школьник в таком случае не получает собственного опыта поиска информации, применения полученных знаний на практике.

Методики выработки самостоятельности у подростка:

  • строгие временные рамки. Подросток уже отлично ориентируется по часам, поэтому может контролировать, сколько времени уйдет на выполнение того или иного задания, сколько часов у него останется на отдых и развлечения;
  • от сложного к простому. В первую очередь выполняются задания, требующие больше времени и внимания;
  • помощь от родителей ученик получает, только если не понял/не смог выполнить сам. Прежде чем просить о помощи школьник должен изложить родителям свои варианты/попытки выполнения задания;
  • даже если родитель подключается к выполнению уроков, он не должен выдавать ученику ответ или решение сразу. Постарайтесь логически подвести ребенка к нужному/правильному умозаключению. И, разумеется, похвалите за то, что «сам додумался».

Девочка делает домашнее задание

Главное – в случае ошибки не повышайте голос на ребенка в любом возрасте. Как считают психологи, отсутствие самостоятельности при выполнении уроков – банальный недостаток внимания со стороны родителей и попытка его компенсировать. Поэтому старайтесь чаще хвалить и меньше ругать.

И помните, что школа – это лишь одна из ступеней в жизни ребенка. На этом пути он должен научиться находить ответы на вопросы, совершать ошибки, понимать и исправлять их, работать не ради оценки, а для получения знаний.

Написать ответ


Меню