Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Стили руководства и управления

Руководитель – лицо, выступающее на всех уровнях организационной системы. Применяемые им стили управления будут влиять не только на эффективность работы, но и предопределять дальнейший вектор развития.

Многие аспекты, начиная от психологического климата до производительности, будут зависеть от координированных действий лидера и сотрудников.

Стили управления организацией имеют свои специфические особенности, а потому задача профессионала – не только знание теории, но и применение ее на практике.

Автократия

Как можно понять из названия, в данном случае отводится высокая роль руководства. Говоря простым языком, директор имеет достаточно большое количество свобод и применяемых инструментов в отношении своих коллег.

Автократ влияет на различные жизненные вопросы персонала. Его воля насильно навязываться определенному кругу лиц, при этом часть полномочий не делегируется. Такой менеджмент предполагает снижение уровня потребностей. В данной модели можно рассмотреть следующие предпосылки:

  • По мнению автократа, персонал не хочет трудиться и постоянно избегает решения поставленных задач.
  • Люди не хотят самостоятельно решать собственные проблемы, стараясь переложить их на руководителя.
  • Над персоналом всегда должен находиться контролирующий орган, который при необходимости наказывает.

Эти предпосылки непременно отражаются на менеджменте. Лидер начинает централизовать полномочия в своих руках, снимая часть ответственности перед коллективом. Необходимо отметить, что в данной модели работа будет вестись в рамках компетенции главы, который для достижения поставленного результата несколько перегибает служебной этикой: угрожать, кричать и т.д.

эффективный менеджмент

На таком предприятии должно постоянно соблюдаться огромное количество правил, эффективность которых со временем сводится к нулю. Такой менеджмент построен на догматичности, то есть всегда есть лицо, подвластное чужой воле и мнению. Такой администратор может вмешиваться в обыденные дела коллег, указывая на то, что можно делать, а от чего лучше отказаться.

Как показывает практика, общение между персоналом и руководителем сводится к простой формальности, поскольку решения принимаются задолго до совещания. Говоря про такого руководителя, надо не забывать и про здоровый трудоголизм, который проявляется у него постоянно.

Автократ не может считаться эффективным, поскольку он не терпит критики. При этом многие нарушения на предприятии будут наказываться посредством административных взысканий. Как показывает практика, такой подход руководителя приводит к обратному результату. Вместо повышения эффективности можно наблюдать существенный спад.

В общении с коллективом проявляет грубость и невыдержанность, но не всего. Есть представители, которые отличаются своей благожелательностью и хорошим расположением духа. Сначала надо выслушать основные идеи, а только потом приступать к заключению. Надо понимать, что автократический менеджмент основан на недостатке уважения. В чистом виде он проявляется довольно редко, но методики и приемы руководства, которые используются в целях мобилизации подопечных, могут восприниматься положительно.

Демократия

Такой менеджмент подразумевает, что подчиненные могут иметь определенные свободы, но только в рамках своих функциональных обязанностей и квалификации. Можно говорить о том, что демократия – коллегиальное принятие решения, что является определенным преимуществом.

Демократ будет задействовать такие рычаги, которые направлены к потребностям высокого уровня, чего нельзя сказать об автократии. Как правило, задача руководства не ограничивается только «дерганием за ниточки» власти, а представляет слаженную работу в команде.

Такое представление демократа привело к выделению следующих аспектов:

  • Труд является естественным процессом. Кадровики будут не только принимать ответственность, но и стремиться к ней.
  • Если с коллективом были выстроены доверительные отношения, то самоконтроль органично войдет в работу.
  • Функция вознаграждения в менеджменте играет большую роль, поскольку так удается достичь более глобальных целей.
  • В демократической модели отдельная роль отводится не только интеллектуальному потенциалу, но и творческим началам, которые помогают решить проблемы.

Предприятие, на котором доминирует демократия, отличается от прочих высокой децентрализацией полномочий. Каждый трудящийся является частью одного механизма, деятельность которого направлена на достижение цели. Создавая благоприятные предпосылки, такой менеджмент отразится на уважительном отношении сотрудников и директора.

Приоритетная задача руководителя – создание благоприятной атмосферы, которая будет базироваться на открытости и доверии. Если у людей возникнет проблема, он всегда может обратиться за помощью.

Демократ считает, что коллеги – наиболее важный элемент. Он направляет все свои усилия на поиск проблем, а также инструментов, решающих их. Как показывает практика, в таком менеджменте решением самых сложных задач занимается руководитель. Он варьирует свое поведение и направление развития, независимо от общественных стереотипов.

Либерализм

Представленный вариант в менеджменте занимает весомое положение, поскольку сотрудники имеют большое количество свобод. Они могут принимать различные решения самостоятельно, определяя свои цели и направления развития. Кроме того, они могут сами контролировать свои основные рабочие обязанности.

  • Портрет либерального руководителя подразумевает:
  • Минимальная вовлеченность.
  • Отсутствие инициативы.
  • Нежелание выполнять различные виды работ.

Как показывает практика, управленец-либерал не будет проявлять никакой инициативы и энтузиазма. Его действия не всегда направлены на достижение однонаправленных целей и принятия соответствующих решений. Основным недостатком такого руководства можно считать тот факт, что оно очень осторожно в своих действиях. Вероятная причина – отсутствие профессионализма и компетенции.

либерализм

Либеральный менеджмент формирует устойчивые взаимоотношения со своими коллегами. У такого начальника все сотрудники будут доброжелательны и уважительны, многие проблемы будут решаться на этапе их зарождения. Но по большей части мысли и идеи, которые выдвигаются участниками, не доходят до адресата.

Недостаточная требовательность руководителя приводит к порче взаимоотношений. Некоторых работников приходится упрашивать, чтобы они выполняли ту или иную работу. Зная, какой директор, многие работники начинают не выполнять общения, которые давались ранее. Результатом этого «неповиновения» становится потеря эффективности трудового процесса.

Стремясь заполучить авторитет, можно увидеть предоставление необоснованных льгот и премий. Даже наиболее бесполезный сотрудник будет оставаться на своем посту, поскольку никто не захочет портить с ним отношения.

Сочетание

Как показывает практика, эффективный менеджмент не может включать только одни из вышеописанных стилей. Каждый управленец – собирательный образ, у которого будет доминировать одно из направлений: автократия, демократия, либерализм. Необходимо отметить, что формирование «визитной карточки» будет продолжаться долгий период времени.

Для определения каких-либо конкретных рекомендаций следует детально проанализировать каждую ситуацию. Необходимо следовать такой модели, которая смогла бы учитывать интересы всех членов трудовой процесса.

По мнению одних, лучше держать своих подопечных «на расстоянии», не посвящая во внутренние нюансы, а другие считают своих служителей друзьями. Надо понять, что рабочий стиль будет складываться из определенных приемов и наработок, которые могут прийти только с опытом. Не зря говорят о том, что менеджер – лицо, которое должно органично сочетать в себе теоретический и практический аспекты.

Написать ответ


Меню