Содержание
Проектный принцип работы получает всё большее распространение в практической деятельности. Это современный формат, доказавший свою целесообразность. Главную роль в управлении процессами, происходящими во время проектных работ, играет руководитель. Выполняя свои функции, он принимает решение о том, как должна идти работа и кого следует привлечь к её реализации. Исполнить роль руководителя проекта способен далеко не каждый специалист.
Особенности деятельности
Руководитель проекта зачастую решает задачи наравне с другими участниками. При этом он является основным ответственным лицом, с которого спрашивают сроки выполнения работ и достигнутые результаты. Бывает так, что эта должность вводится только для координации действий участников.
Задачи, которые должен решать руководитель проекта, сводятся к следующему:
- формирование организационной структуры проекта;
- распределение обязанностей среди участников проекта и постановка целей перед каждым из них;
- разработка и согласование календарного плана, плана работ;
- заключение необходимых контрактов;
- разработка и предоставление отчётов в ходе проведения работ;
- контроль за ходом проекта;
- мотивация участников рабочей группы;
- привлечение дополнительных специалистов для реализации проекта;
- координация действий специалистов;
- составление перечня необходимых ресурсов;
- эффективное распределение ресурсов;
- презентация результатов проекта заказчикам или высшему руководству.
В некоторых проектах задействованы сотрудники, которые имеют должность в организации. Пока осуществляется работа, они освобождаются от своих прямых функциональных обязанностей.
Руководитель проекта может не быть представителем высшего звена управления. Не распространяются на него также требования о принадлежности к какой-то компании. Эта должность может быть отдана фрилансеру, если работа под его руководством будет хорошо выполнена.
Критерии отбора руководителя
Чтобы работа по проекту была эффективной, нужно внимательно отнестись к процессу подбора его участников. Особые требования предъявляются к начальнику. Руководитель проекта должен быть не только ответственным работником, но и иметь широкий спектр компетенций. Основные требования к этой позиции:
- наличие лидерских качеств;
- стратегическое мышление;
- умение создавать и анализировать финансовые документы и сметы;
- иметь технические навыки, позволяющие разбираться с заданием проекта;
- обладать соответствующим образованием и опытом;
- уметь налаживать систему коммуникаций, т. к. работа над проектом может подразумевать привлечение специалистов из разных стран и их дистанционное участие;
- способность управлять людьми.
Считается, что руководитель проекта должен быть определён сразу после составления технического задания. Он и другие участники группы в меньшей степени будет задействован в процессе планирования работ.
Личные качества менеджера
Большое внимание при выборе подходящего кандидата уделяется тому, какими личными качествами он обладает. Среди наиболее актуальных:
- хорошие способности управления временем;
- открытость и коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- высокий уровень исполнительности и ответственности, иначе работа над проектом не будет завершена в срок;
- хорошие способности в области логического мышления;
- наличие большого количества связей, которые можно использовать для решения задачи;
- возможность взять на себя функцию исполнителя, в т. ч. для демонстрации необходимого уровня работ привлечённым участникам.
Важно, чтобы человек, которого собираются сделать менеджером в процессе проведения проектных работ, хотел выполнять роль руководителя. Отсутствие интереса, желания или мотивации приведёт к тому, что задача будет выполнена некачественно.
Как подобрать руководителя?
Если с постановкой задачи заказчики или высшее начальство организации успешно справляются, то подобрать человека на позицию руководителя проектными работами бывает сложно. В такой ситуации для поиска нужного кандидата привлекаются собственные кадровые службы или сторонние агентства. Для подбора специалиста должны быть сформулированы основные требования к нему и определены задачи, которые перед ним поставят.
Следует также чётко обозначить:
- уровень оплаты труда;
- перечень программ, с которыми соискатель должен уметь работать;
- необходимость физического присутствия в месте реализации проекта;
- психологический портрет кандидата и его опыт;
- необходимость командировок;
- знание иностранного языка и его уровень.
Средний размер оплаты труда человека, который привлекается на позицию «руководитель проекта», составляет от 70 тыс. руб. Участие агентства в его поиске потребует затрат в объёме 10–20% годового дохода будущего работника.
Где готовят руководителей?
На современном рынке образовательных услуг представлено множество программ и форматов, позволяющих освоить проектное управление любому желающему. Такой широкий спектр делает затруднительным выбор конкретного курса.
Основные формы получения необходимых навыков:
- Образовательные программы ВУЗов, которые выдают документ, свидетельствующий о прохождении обучения и получении необходимых компетенций. Это могут быть программы переподготовки или повышения квалификации.
- Участие в тренингах, семинарах и других программах, которые проводят специализированные агентства или отдельные эксперты в области управления проектами.
- Обучение в ходе реализации других проектов.
- Участие в конференциях, профессиональных ассоциациях, позволяющих приобрести не только специальные, но и управленческие навыки.
Работа, которую предстоит осуществлять, может иметь разные временные перспективы. Иногда руководитель проекта в силу разных причин заменяется на другого, если его участие дальше невозможно. Тем не менее, нежелательно менять менеджера в ходе выполнения задач, т. к. его задумки и принципы распределения полномочий могут не совпадать с мнением другого специалиста. Это приведёт к смещению сроков.