Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Искусство управления персоналом и его принципы

Как известно, быть начальником и работать с людьми непросто. Ведь для того, чтобы тебя слушались и выполняли твои требования качественно, нужно понимать психологию своих подчинённых, учитывать их интересы и просчитывать свои шаги. Искусство делового руководства появилось достаточно давно, и принципы управления персоналом сформулированы для всех областей человеческой деятельности. Методы, входящие в арсенал хорошего начальника, продиктованы экономической ситуацией, поэтому они являются универсальными.

Общие принципы

Классификаций, связанных с методами и принципами, призванными управлять людьми, существует множество. Однако есть общие, фундаментальные вещи, актуальные для абсолютно любой организации. Среди них:

  • Целевой принцип, который гласит: работник должен понимать назначение своих действий и видеть результат в конце пути.
  • Правовой принцип. В его основе, в первую очередь, главный документ страны, для граждан России – Конституция РФ. Любое действие и решение руководства не должно выходить за рамки позволенного основными правовыми документами государства. Работник должен быть в этом уверен.
  • Принцип, предполагающий оптимизацию самого управленческого процесса: чем более отлажено работает система, меньше проволочек и больше толку, тем эффективнее происходит достижение цели.
  • Принцип соответствия: работник должен подходить для своей функции. Особенности его интеллекта и физические способности позволят выполнять те виды работ, которые возложены на него руководством.
  • Если работник по какой-то причине отсутствует, его необходимо заменить. Происходить это должно автоматически, в зависимости от того, что сказано в должностных инструкциях. Отсюда следует вывод: документы должны быть в порядке, доведены до персонала, внимательно прочитаны и усвоены людьми, каждый из которых знает свою функцию.
  • Первичное руководство. Этот принцип позволяет самому главному директору контролировать ход работы и принимать решения, причём, не только основные, но и частные. Это обеспечивает единство управления. А значит, и эффективность.
  • Информационное единство. Существует база данных, к которой имеется доступ, о которой знают все сотрудники и умеют ей пользоваться. Таким образом, экономится время персонала и силы руководства. Различные типы информации должны быть расположены удобно для всех сотрудников.
  • Повышение квалификации. Этот важнейший принцип должен соблюдаться в любой организации. В Европе его можно было бы дополнить методом непрерывного обучения. Важно не только знать свои функции, но и постоянно образовываться, пополняя собственный запас профессиональных знаний. Расширение собственных возможностей воспринимается людьми как стимул к росту и качественному выполнению обязанностей.

Искусство управления персоналом

Корпоративные принципы

Если мы говорим о предприятии или фирме как о едином организме, то стоит упомянуть общие методы, связанные с эффективным управлением.

  • Подбирать людей в соответствии с их талантами, образованием, личностными и деловыми качествами – отличный метод выстраивания собственной эффективной компании. Также следует учитывать типы темперамента. Да и сотрудники, чувствующие себя на своём месте, будут работать с большим удовольствием.
  • Преемственность. Именно золотая середина – залог успеха в вопросе подбора кадров по возрасту и опыту. Одни бывалые коллеги-пенсионеры или, наоборот, «зелёная» молодёжь, не знающая многих нюансов – это путь в никуда. Идеальный вариант – это когда знающие сотрудники передают свой опыт новым, постепенно перекладывая на их плечи более и более ответственные функции.
  • Принцип продвижения кадров. Если сотрудник видит, что у него есть возможность профессионально вырасти и благодаря своим знаниям и умениям получить продвижение по службе, он будет стараться выполнить свои рабочие обязанности наилучшим образом. Чем более ясно ставятся задачи и просматривается путь к успеху, тем на большую преданность делу от людей может рассчитывать начальство.
  • Методы поощрения открытого соревнования, когда сотрудники делают всё возможное в профессии, чтобы занять руководящие посты – мудрое решение, также повышающее эффективность труда и его основные показатели.
  • Принципы управления персоналом предполагают сочетание на первый взгляд разных вещей: доверия к людям и постоянного контроля. Однако именно эти методы позволяют сотрудникам не расхолаживаться и делать дело, отвечая при этом доверием своему начальству.
  • Рабочие отношения руководства с кадрами в современном мире отличаются демократичным характером. Это не означает панибратства. Однако возможность поговорить с начальником, во-первых, даёт шанс максимально эффективно усвоить основные задачи и функции, во-вторых, приносит ощущение взаимного уважения.
  • Системный принцип. Любая работа не терпит беспорядка. Основные типы и методы взаимодействия и управления кадрами предполагают упорядоченность. Она важна и для сотрудника, у которого удовлетворяется чувство справедливости, и для руководителя, так как более ясно вырисовывается система выполнения своих функций персоналом.

Вариант крупнейших корпораций мира

Постсоветская Россия далеко не во всём ещё избавилась от наследия прошедшей эпохи. Поэтому в нашей стране до сих пор немало организаций, где голос работника ничего не значит, где о профессиональном росте не заботятся, а руководитель путает себя с монархом. Однако во многих компаниях менеджеры высшего звена осознают, что отношение к работнику должно измениться.

Корпоративные принципы управления

Основные методы и принципы управления персоналом, применяемые в наиболее успешных корпорациях Европы, Америки и Японии, имеют совершенно другой тип, направленность и, соответственно, результат.

  • Индивидуализм. Этот принцип предполагает, прежде всего, уважение к человеку и его личному мнению, даже если он стоит ниже тебя по карьерной лестнице. Все методы работы с подчинёнными строятся на понимании и приятии его мнения.
  • Единый статус сотрудников вне зависимости от тех функций, которые они выполняют. Не важно, какую должность занимает работник – он дворник, главный бухгалтер, менеджер по продажам или заместитель директора – у каждого одинаковые права, социальные гарантии и отношение начальства. В такой организации люди будут чувствовать себя нужными и делать свою работу так, как должно.
  • Высокие требования к тем, кто стремится попасть в компанию. Чем более квалифицированные специалисты работают в основном составе предприятия, тем более успешно они будут выполнять свои функции, поднимая доходы, статус и благосостояние организации.
  • Обучение. В международных компаниях высшего уровня любые поступающие специалисты учатся долго и серьёзно. Особенным образом происходит повышение квалификации управляющего состава. Именно работе с подчинёнными, компетенции руководителей уделяется наиболее серьёзное внимание.
  • Принцип делегирования. Чем выше уровень управленца, тем меньше у него непосредственно контролирующих функций. Руководство нижнего звена несёт на себе ответственность за деятельность своих подчинённых.
  • Поощряются разногласия, потому что в споре рождается истина. Кроме того, для начальства важно мнение каждого.
  • Поощряются горизонтальные связи, то есть хорошие деловые отношения между сотрудниками одного звена. Это помогает им более эффективно выполнять свои рабочие функции.
  • Изменения – это не самодурство начальства, а совместно принятые меры по улучшению рабочих условий сотрудников.

В заключение стоит сказать об одном из самых важных принципов управления, который должен быть сформирован руководством. Он важен для компании любого уровня. Это – командный принцип. Общее дело завершается успешно, только если все единым коллективом идут к намеченной цели. Организовать этот процесс, сделать его не только эффективным, но и приятным для каждого – обязанность хорошего руководителя. Существует огромное количество методов сплочения коллектива, которые, на самом деле, работают на конечную цель – отлаженное функционирование компании.

Принципы, которыми должен руководствоваться директор, давая указания своим подчинённым – это та база, которая поможет ему лучше видеть потребности людей и пути решения рабочих проблем. Зная и применяя на практике эти постулаты, хороший начальник обязательно добьётся желаемых результатов.

Меню

Я согласен получать рассылки с данного сайта

Спасибо, я уже подписан.