Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Как мотивировать своих сотрудников: путь к успеху

Основа организации – её работники. Поэтому главный вопрос, который должен решить руководитель: как мотивировать персонал на достижение максимального результата. Цель деятельности любой организации – получить как можно больше прибыли, увеличить объём продаж. Для её достижения нужно сделать так, чтобы каждый член коллектива стремился к тому же. Высокомотивированный работник добивается лучших результатов в труде.

Виды

Выделяют два основных вида мотивации:

  • Материальная (оплата труда, премии, процент от продаж, участие в прибылях, капитале).
  • Нематериальная (похвала, неденежные поощрения).

Согласно теории мотивации А. Маслоу, все потребности человека можно представить в виде пирамиды из пяти ступеней:

  • физиологические потребности (низшая ступень);
  • потребность в безопасности;
  • социальные;
  • потребность в уважении, признании;
  • потребность в самореализации, творческом выражении (высшая ступень).

Посредством материальной мотивации реализуются потребности низших уровней. Но когда они удовлетворены, на первый план выходят желания высших уровней. Повышение зарплаты в этом случае уже не даёт ожидаемого эффекта. Нематериальная мотивация, основанная на знании потребностей работников, выходит на первый план. При минимуме дополнительных вложений растёт производительность труда, и улучшается общий результат.

Часто методы нематериальной мотивации влекут за собой некоторые финансовые затраты, но они, как правило, быстро окупаются. В то же время одной неденежной мотивацией обойтись невозможно. Чтобы у человека возникли мысли о потребностях высших уровней, нужно удовлетворить низшие.

Организация работы

Прежде чем приступить к конкретным действиям, нужно определить фактический текущий уровень мотивации сотрудников. Для этого существуют разработанные готовые анкеты, их иногда лучше всего сделать анонимными для повышения правдивости ответов.

Можно создать собственный опросник, который позволит выявить степень удовлетворённости работников выполняемыми функциями, оплатой труда, занимаемой должностью, отношениями с коллегами и руководством, общим положением дел в организации, доведёнными планами (продаж, заключённых договоров). Следует включить в анкету вопросы об интересах сотрудников, не имеющих отношения к их профессиональной деятельности.

Мотивация сотрудников

Вопросы необходимо составить, следуя правилам делового общения, в доброжелательной форме, чтобы у человека не возникло мысли, что его проверяют, хотят уличить в чём-либо. Нужно объяснить людям, что цель анкеты – улучшение климата в коллективе.

Часто потребности отдельных людей отличаются от задач организации. Это следует учесть. Чтобы решить общие задачи, нужно удовлетворить потребности каждого. Результаты исследования помогут выявить проблемы, определить правила, направления и перспективы развития фирмы и её сотрудников.

Выбор инструментов мотивации людей (членов коллектива) напрямую зависит от размера организации. В небольших фирмах есть возможность проявить внимание к каждому сотруднику. Для крупной компании это физически невозможно. Поэтому руководитель должен создать целую систему мотивации, при которой работу с персоналом на местах осуществляют начальники подразделений, отделов.

Каждый человек индивидуален. Чтобы повысить мотивацию коллектива в целом, нужно проявить интерес к увлечениям и потребностям каждого. Хобби, спорт не должны противоречить основной работе. Наоборот, увлечения людей могут стимулировать достижение высоких результатов в труде (рост объёмов продаж, прибыли). Лучше всего провести опрос, выяснить, чем занимается персонал помимо своих трудовых обязанностей, и проявить уважение и интерес к каждому члену коллектива.

Когда человек понимает, что его потребности и идеалы разделяет руководитель, он чувствует вовлечённость, командный дух, изменяется настроение, появляется желание сделать больше и лучше (увеличить объём продаж, ускорить время выполнения плана). Нужно обучить коллектив принципам делового общения, чтобы контакты с руководством, между собой, с клиентами не вели к конфликтам, а укрепляли доброжелательную атмосферу.

Общение – основа взаимодействия. Часто одобрение, похвала дают результат лучше, чем награды и материальное поощрение, позволяют человеку почувствовать себя нужным, значимым. Руководители, занятые своими прямыми обязанностями, взаимодействием с компаньонами и ростом продаж, обычно практически не ищут времени на беседы с подчинёнными, тем более не о работе. Изменение этой ситуации даёт видимые результаты.

Доброжелательное и внимательное отношение к подчинённым, позитивное настроение создают положительную атмосферу в коллективе. Общение с сотрудниками позволяет выявлять скрытые резервы в каждом и правильно использовать их для достижения общих целей.

Нужно прислушиваться к мнению подчинённых, они видят ситуацию изнутри, работают с мелочами и деталями, от которых часто зависит результат (рост продаж, прибыли, снижение затрат). Наделение определёнными полномочиями заставляет сотрудников чувствовать себя значимыми для фирмы, даёт толчок к личному росту.

Каждый человек совершает ошибки. Прямая резкая критика со стороны руководства недопустима. Здесь тоже должны действовать принципы делового общения. Нужно указать на просчёты, дать определённое время на исправление ошибок. Выдержать «золотую середину»: не грубить, не унижать (помнить о правилах делового общения), но и не оставлять ситуацию незамеченной, дать понять, что недочёты должны быть исправлены.

Нужно правильно оценивать результаты работы, периодически определять уровень мотивации, следить за его изменением. Какие-то мероприятия могут не принести желаемого эффекта или даже ухудшить ситуацию. Своевременная оценка и анализ позволят вовремя заметить и исправить ошибки.

Инструменты нематериальной мотивации

Формирование мотивировочных установок у людей – процесс постоянный. Принятые однажды правила должны соблюдаться всё время. От их выполнения зависит результат.

Инструменты нематериальной мотивации

Примеры мероприятий и решений:

  • Планёрки с участием всех членов компании. Осведомлённость каждого человека об объёме продаж организации в целом, прибыли, выполнении плана и других показателях, вкладе коллектива в общее дело, обмен информацией создаёт атмосферу вовлечённости, причастности.
  • Поздравление с днём рождения, другими знаменательными событиями каждого сотрудника в присутствии коллектива.
  • Меры поощрения лучших: обучение, стажировка, участие в семинарах, право первым выбрать время отпуска.
  • Корпоративные мероприятия.
  • Совместные тренинги, например, курс «Деловое общение».
  • Организация отдыха: помещение для обеденного перерыва, приёма пищи с комфортными условиями.
  • Налаживание обратной связи: банк идей, ящик для предложений.
  • Соревновательность. Организация конкурсов (например, «Самый большой объем продаж», «Самый вежливый продавец», «Самое быстрое выполнение плана продаж»).
  • Поощрение людей, достигших наилучших результатов. Публичная похвала.
  • Скидки на продукцию, услуги организации («своё для своих» – чтобы создать чувство команды).

Любой руководитель должен быть психологом: выдержанным, спокойным, доброжелательным, следовать правилам делового общения, уметь увидеть в человеке его стремления, желания, направить их в нужное русло. Это нелёгкая работа. Ведь проводиться она должна параллельно с основной деятельностью (производством, продажами, обслуживанием клиентов). Но построенная однажды система обязательно даст положительный результат!

Меню

Я согласен получать рассылки с данного сайта

Спасибо, я уже подписан.