Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Внутренняя мотивация и её главный секрет

Специалисты в области психологии выделяют два вида активизации поведения: внутренняя мотивация и внешняя. С точки зрения психологии мотив – это поддержка и направление поведения. Правильно мотивированный сотрудник станет движущей силой для компании, основой её развития.

Заблуждением является мнение, что ключевой фактор побуждения к труду – денежное вознаграждение. Деньги играют важную, но не главенствующую роль в заинтересованности трудящегося.

Общие черты и отличия двух видов побуждений

Внешняя мотивация – это комплекс действий, направленных на сотрудников извне. Она бывает материальной и нематериальной. Материальная выражена в виде денежного вознаграждения: премия, повышение зарплаты. Рассмотрим способы нематериальных поощрений/побуждений:

  1. Создание эффекта вовлеченности. Достигается при помощи собраний, где обсуждаются последние новости, перспективы развития, планы.
  2. Лучшим работникам предоставляется право выбора: возможность выбирать, когда пойдут в отпуск, где и как провести корпоративный вечер.
  3. Обучение. Работники, которые отличаются трепетным отношением к работе, всегда заинтересованы расширить кругозор, узнать нечто новое.
  4. Лояльные предложения для сотрудниковкомпании. Товары и услуги по особой цене. Персонал будет чувствовать себя комфортнее, зная, что их считают особой категорией.
  5. Поздравлениесотрудников. Если начальство обращает внимание на важные для работника даты, то это поднимает настроение, мотивирует продолжать деятельность во благо компании. Повышение, год работы в компании, юбилей, рождение ребёнка – это поводы, достойные внимания. Поздравление может быть материальным, но не обязательно.
  6. Постоянное улучшение условий рабочего процесса. Оборудованная кухня, раздевалка. Любой работник оценит возможность пообедать в специально отведённом месте, а не за своим рабочим столом.
  7. Возможность высказать свои пожелания, предпочтения. Организация обратной связи с руководством – хорошая идея. Если мнением персонала интересуются, прислушиваются к нему, значит он ценен. Обратная связь может быть анонимной (почтовый ящик), так и в форме обсуждения.
  8. Похвала отличившихсясотрудников.По принципу «Макдональдс», где вывешивают фото лучшего работника месяца. Любому будет приятен заслуженный положительный отзыв о его работе. Такую «доску почёта» можно организовать на корпоративном сайте.
  9. Из предыдущего способа вытекает ещё один: конкурсы, соревнования, рейтинги.
  10. Корпоративные мероприятия. Этот способ положительным образом меняет атмосферу в коллективе. Совместные поездки на природу, походы – лучший способ для повышения работоспособности сотрудников.

Мотивация сотрудников

К стимулу извне ещё относится нежелание работника получить выговор или увольнение.

О внутреннем стремлении к работе

Внутренняя мотивация – это убеждения самого сотрудника, его личная движущая сила. Заинтересованность в выполнении поставленных задач, пристрастие к делу, которым он занимается. Это более сильный тип побуждения к трудовой деятельности.

Человек, мотивированный изнутри, не станет бурно реагировать на повышение зарплаты и работать дольше и качественнее ради неё.

Сравнение двух видов мотивации:

  1. Та, что внутри отражается на качестве работы (задачи выполняются максимально качественно). Внешняя мотивация увеличивает объём выполненных заданий.
  2. Если внешняя не проявляется (неудовлетворительна), усиливается внутренняя.
  3. Если исключить внутреннюю, заменив внешней, то первая ослабеет.
  4. Чем увереннее человек, тем сильнее движущая сила внутри.

Учёный Абрахам Маслоу уделял внимание вопросу движущих стимулов, мотивов. Основные идеи, определяющие поведение человека:

  • Бесконечность потребления: как только человек получил желаемое, тут же хочет большего или другого.
  • Как только потребность удовлетворена, импульс исчезает.
  • Потребности, которые ещё не удовлетворены, побуждают к действию.
  • Потребности человека имеют чёткую иерархию.

Иерархия потребностей изображается как пирамида. Как только потребности одного уровня удовлетворены, человек тут же приступает к решению следующей задачи. Всю жизнь блуждает со ступени на ступень, удовлетворяя нужды разного плана.

Как поддержать внутреннюю мотивацию сотрудника?

Между внутренним и внешним стимулом тонкая грань. Их взаимодействие может быть продуктивным, а неправильная мотивация способна негативно отразиться на внутренней. Рассмотрим пример.

Как поддержать внутреннюю мотивацию сотрудника?

Профессор в кабинете работает над отчётом о результатах исследования. Последние три дня шумели играющие дети. Издаваемый ими неконтролируемый шум сильно мешал работающему над серьёзным исследованием профессору. Что нужно делать в сложившейся ситуации?

  • Вариант 1. Корректно попросить детей играть чуть тише или подальше от его дома.
  • Вариант 2. Попросить родителей успокоить разыгравшихся детей (отвести в другое место).
  • Вариант 3. Устроить конфликт.

Профессор проигнорировал предложенные варианты. Как все, чья деятельность направлена внутренней движущей силой, учёный применил несколько иной принцип. На четвертое утро пошел в парк к шумящим ребятишкам и сказал, что испытал настоящее удовольствие, радуясь четыре дня их звонкому смеху и задорным играм.

Мужчина так искренне восторгается ими, что готов платить детям за их продолжение. Профессор сказал, что будет давать каждому по целому фунту каждый день, если ребята продолжат свои зрелищные игры со звуковым сопровождением.

Два дня учёный с подлинной радостью вручал деньги играющим. А на третий день сказал, что у него проблемы с деньгами, он даст всего по 50 монет каждому. На следующий день профессор объяснил, что запас наличных денег иссякает, заплатив каждому играющему по 10 пенсов. Дети выразили явное недовольство и не захотели продолжать. Ребята ушли из парка, больше не приходили в него играть.

Что даёт понять этот пример? Если трудящийся с удовольствием выполняет работу, а после ему ограничивают зарплату, то она должна постоянно расти, иначе удовлетворённость пропадает. По этой причине управленцам не стоит баловать сотрудников финансовыми вознаграждениями за решение сложных задач.

Вознаграждением может стать отпуск, льготные предложения от компании, возможность посетить хороший мастер-класс (курс повышения квалификации) за счёт компании, оплата мобильного счёта, бесплатная заправка авто.

Констатация заслуг и достижений, признание компетентности, перспектива карьерного роста, повышение статуса – те факторы, которыми подпитывается внутренняя мотивация персонала компании.

Меню

Я согласен получать рассылки с данного сайта

Спасибо, я уже подписан.