Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

Как научиться правильно говорить «нет» без последствий и угрызений совести

Многие сотрудники, стремясь наладить дружественные отношения с коллегами или понравиться начальству, соглашаются выполнять любые просьбы. А между тем умение отказывать полезно: оно экономит время, помогает сохранить душевное равновесие и, как ни парадоксально, повышает авторитет в глазах окружающих.

Как научиться говорить «нет» на работе так, чтобы отказ воспринимался нормально, а вы впоследствии не испытывали угрызений совести?

Почему иногда лучше говорить «нет», чем «да»?

Чтобы понять психологию отказа, достаточно проанализировать поведение детей. В раннем возрасте любой человек с лёгкостью говорит «нет», проявляя тем самым инстинктивную реакцию на принуждение и внешний контроль. Такая позиция позволяет ему обозначить границы допустимого по отношению к своему «Я». Малыши, как правило, проявляют несогласие категорично и решительно. Лёгкость, с которой они это делают, обусловлена тем, что у них такие чувства, как долг и вина, только формируются.

Взрослому человеку говорить «нет» намного сложнее из-за боязни разрушить приятельские отношения с кем-то из коллег. Если отказывать приходится начальству, под сомнение ставится деловая репутация и профессиональная пригодность. Иногда соглашаться вынуждает опасение потерять работу, должность или возможность карьерного роста. Некоторые сотрудники не сопротивляются воле других людей, боясь конфликтов. Педантичным работникам, одержимым идеей совершенствования, говорить «нет» мешают угрызения совести.

На самом деле все эти причины надуманные, поэтому оправдывать ими свою безотказность бессмысленно. Прозвучавший вежливо отказ вряд ли испортит дружеские отношения с коллегой. Если же благодушное расположение со стороны приятеля всё-таки исчезло, стоит задуматься: а так ли ценна дружба с корыстным человеком. В данном случае отказ станет своеобразной проверкой отношений на альтруистичность и взаимоуважение.

Если же причина соглашательства кроется в боязни вступить в открытое противостояние с кем-то, следует пересмотреть взгляды на природу конфликта. Лучше всех, пожалуй, об этом сказал древнегреческий мудрец Сократ: «В споре рождается истина». Ничего хорошего не даёт эмоциональное выяснение отношений с переходом на личности и апелляцией к прошлым обидам. Другое дело – конструктивный конфликт: правильно сформулированный, мотивированный отказ может подтолкнуть стороны к обоюдовыгодному решению.

Как научиться правильно говорить нет

Вежливо, но уверенно говорить «нет» помогут следующие психологические установки:

  • Отказ – естественное право человека, позволяющее сохранить чувство собственного достоинства.
  • Отказ – способ защиты интересов, здоровья, а иногда и жизни.
  • Отказ – признак ответственного отношения к делу, умения правильно расставить приоритеты и распорядиться временем.
  • Отказ – возможность построить отношения с другими людьми на взаимовыгодных условиях.
  • Единственный способ избавиться от угрызений совести после отказа – говорить «нет» как можно чаще.

В каких случаях отказать необходимо?

Иногда просьба или предложение звучит так, что сложно отказать. Какие чаще всего уловки используют манипуляторы, чтобы услышать «да»?

  • Они могут сыграть на чувстве достоинства человека: «подсластить» просьбу лестной характеристикой в его адрес. Например: «Я хочу, чтобы это сделал знающий и ответственный сотрудник».
  • Ловушкой для самолюбивых и азартных людей может стать сомнение в их способностях. Услышав что-то в духе «я хотел предложить это вам, но не знаю, справитесь ли вы», работники, как правило, соглашаются, чтобы доказать профессиональную компетентность.
  • Ещё один комплекс, на котором часто играют манипуляторы, – чувство вины. Свою просьбу они подкрепляют фразами: «вы – моя последняя надежда», «сам я не справлюсь», «отказавшись, вы подведёте отдел».

Умение распознавать подобные уловки, позволяет трезво оценивать ситуацию, а при принятии решений руководствоваться только личными мотивами.

Говорить вежливо, но твёрдо «нет» необходимо в тех случаях, когда выполнение задания сопряжено с угрозой здоровью и жизни, противоречит закону, должностным инструкциям, здравому смыслу или жизненным принципам. Если отказ от сомнительного предприятия даётся с трудом, стоит живо представить негативные последствия возможного согласия. Чем ярче будет картинка в голове, тем быстрее исчезнут угрызения совести.

Лучше отказаться от сверхурочной работы, если её выполнение не приносит эмоционального удовлетворения или финансовой выгоды, плохо влияет на семейные отношения, психологическое или физическое самочувствие. Несправедливое распределение обязанностей и оплаты труда – ещё один повод вежливо и тактично, но всё-таки решительно сказать «нет» руководству в ответ на предложение исполнять часть чьих-то полномочий.

В каких случаях работнику нежелательно отказываться?

  • Если он недавно пришёл на новое рабочее место и необходимо продемонстрировать профессиональный потенциал.
  • Если ему предлагают помощь, которая не помешает. Поддержка со стороны коллег – норма в здоровых коллективах, поэтому не стоит отказываться от неё из чувства гордости или ложной скромности.
  • Если поставленная задача способствует развитию компетенций, а значит, повышает профессиональный уровень.
  • Если отказ ставит под угрозу безопасность и здоровье окружающих людей (сферы деятельности – медицина, армия, полиция, пожарная служба).

Шесть способов сказать «нет»

Сам по себе отказ – нейтральное и частое явление, не способное ухудшить отношения с другими людьми. Негативные последствия, как правило, возникают после того, как отклонение предложения прозвучало грубо. Именно поэтому говорить «нет» необходимо тактично и корректно.

Шесть способов сказать нет

Впрочем, и из этого правила есть исключения: на грубость и наглость нет нужды отвечать вежливо, так как это будет восприниматься противоположной стороной как слабость. Достаточно лаконично сказать «нет» и отвернуться, давая тем самым понять, что разговор окончен.

Как научиться отказывать людям, не испытывая угрызения совести? Вот 6 способов сделать это правильно и вежливо:

  • Говоря «нет» человеку, с которым не хочется портить отношения, желательно мотивировать ответ (сослаться на занятость, планы провести время с семьёй).
  • Если собеседник взывает к чувству совести, нужно отплатить ему той же монетой: огласить свой список дел на данный момент и предложить помочь с выполнением какого-либо задания.
  • Похожим образом можно поступить и с руководителем. Если он озвучит очередную просьбу, можно перечислить все свои задачи и спросить, какая, по его мнению, является приоритетной.
  • Можно поступить дипломатично: смягчить резкое «нет» фразами «но сама идея мне нравится», «в следующий раз помогу», «хотелось бы выполнить, но нет времени».
  • Если не нужно отвечать срочно, лучше взять время на обдумывание. «Тайм-аут» позволит самостоятельно принять решение, подобрать нужные слова для отказа.
  • Можно сослаться на недостаток знаний и умений, предложить подыскать кого-то другого, более опытного, для выполнения задания.

Формулируя отказ, необходимо говорить лаконично и по существу. Ни в коем случае нельзя оправдываться, выдавая тем самым чувство вины. Собеседник-манипулятор тут же воспользуется угрызениями совести, чтобы добиться желаемого. Если отказ даётся с трудом, можно психологически отгородиться от собеседника, используя защитные позы: скрестить руки на груди, сложить пальцы в «замок», закинуть ногу на ногу.

На работе сложнее всего отказывать руководителю, так как это чревато неприятными последствиями. В то же время, постоянно соглашаясь, человек рискует превратиться в «рабочую лошадку». Как быть в такой ситуации?

Вырабатывать правильную модель поведения необходимо с первого дня работы. Сотрудник должен всячески демонстрировать готовность идти на контакт, сохраняя при этом твёрдость позиции. Естественно, любой отказ нужно аргументировать. Для этого можно ссылаться на должностные инструкции, занятость, заинтересованность в качестве результата. Если начальник продолжит настаивать на выполнении задания, надо акцентировать внимание на его ответственности, как руководителя, за возможный провал. Таким образом, работник продемонстрирует, что он думающий, болеющий за общее дело человек.

Меню

Я согласен получать рассылки с данного сайта

Спасибо, я уже подписан.